ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
О.Я.СТЕЧКИН Тульский пединститут- ИДЕЯ МИРОВОГО ВСЕЕДИНСТВА В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ В.С.СОЛОВЬЕВА 1. Идея Всеединства представляет собой и теоретическую, и этическую основу русской морально-идеалистической философии. Ола близка и русским космистам. Ее влияние сильно и в художест венной литературе, в частности, в произведениях Л.Н.Толстого. лдая единства отражала в себе многие социальные тенденции того времени и выступала как. альтернатива революционным, анархист ским и нигилистским устремлениям определенной части русского общества. В ней в этической и религиозной форме была выражена возможность постепенных, мирных социальных преобразований на ба зе общественного согласия. Вопрос стоял: топор или крест? 2. Философий Всеединства В.С.Соловьева многопланова. Прежд* ' всего она имеет онтологический аспект - Бытие Едино. Этот тезис он стремится логически обосновать: "Если есть многое, то есть и единое". Существование многого - факт, не нуждающийся в доказа тельстве. Но многое не может’ быть баз единого, само многое есть нечто объединенное. Иначе это - просто хаос. Множество также отождествляется с понятием "в с е ". А эта категория представляет собой полноту Бытия. Если это ВСЁ, то в нем заключено с необхо димостью и Единое ,-рассуждение, напоминающее онтологическое до казательство Бытия Божия. 3. Обоснование-Бытия Единого у В.С.Соловьева осуществляет ся и гносеологическим путем через понятие "Истина". Утверждает с я, что Истина возможна лишь одна. Это фактически следует из закона исключенного третьего. Истина не соотносится с категори ей Бытия и так*,м образом обретает онтологический статус. Все это сводится к следующему рассуждению: "Истинно-сущее, будучи еди ным, вместе с тем есть и в с е , точнее, содержит в себе все, или истинно-сущее есть всеединое" (Соловьев B.C . Соч: В 2 т . М., 1988. Т .1 . С .692). Единое и Истина отождествляются. 4. Учение о Зсеединстве у В.С.Соловьева включает, если так можно сказать, элементы "органиэмизиа" в виде представлений об органической целостности вселенского Бытия. Мир как организм, как "всемирное тело" (даже"тело мистическое") - таков один из его тезисов. Представление о мире как едином организме (теле) выражает -собой один из аспектов глубоко научного и весьма пер J62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=