ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Т.Н.СВРЯКОВА Курский пединститут О ДУХОВНОМ ПОРТРЕТЕ Л.Н.ТОЛСТОГО (В.РОЗАНОВ) 1. Вопрос о месте "яснополянского язычника и христианина" в духовных исканиях человечества, представляющийся на исходе XX века как серия взаимоисключающих позиций, интересовал мно­ гих представителей отечественной культуры (Н.Бердяева, Н.Лос- сиого, Д.Мережковского, Л.Шестова и д р .). Позиция В.В.Розанова интересна тем, что он ярче других продемонстрировал антагонизм между Л.Толстым и обществом, своеобразную амбивалентность, тем, что в поиске разгадки "нелюбви" к Толстому он, пожалуй, больше других хотел поставить точку, но так и не сумел этого сделать в тридцати с лишним статьях и заметках. "Мне кажется, Толстого мало любили, и он это чувствовал",- писал Розанов (Розанов В. Соч.: В 2 т . М.,1990. Т .2. С .238). При stom он часто недоумевал по поводу своей собственной.нелюб­ ви к человеку, произведения которого считал "чудными", "превос­ ходными", с котором писал: "глубоко и всемирно его сердце" (Tats же. T . I . С .367). В "Опавших листьях", говоря о В.Соловьеве, Ра- чинском, Л.Толстом, Розанов отмечал: "Не люблю их мысли, не люблю их Жизни, не люблю самой души... Я мог ими всеми тремя любоваться (и любовался), ценить их деятельность (и ценил),но никогда их пОчему-то не мог любить, не только много, но и ни капельки ... Во всех трех не было абсолютйо никакой "раздавлен­ ности", напротив, сами они весьма и весьма "д а ви ли "... Все три вот и были самообольщвны.. . Почти нашел разгадку: любить можно то или - того, о ком сердце болит. О всех трех не было никакой причины "душе болеть", и от того я их не любил!*.(Там же» Т .2. С .284). 2. К тому, что Толстого трудно было сделать "объектом" главного враждебного пафоса души автора "Уединенного" - состра­ дания, В.Розанов, как известно, добавил немало: "Толстой прожил собственно глубоко пошлую жизнь", "гениален, но не умен", "ни о чем истинно не болел", "у Толстого пошлых мест множество", "в холодности Толстого его смертная ч а с ть ", "вечно убеждает", "везде молот, отвес, мера, план", "задуманное и решенное" (Там же. Т .2. С .238, 287, 330, 358, 523^. Казалось бы, все ясно: ро- зановская "нелюбовь к Толстому" - результат протеста против его "панморализма" и острого, навязчивого,рационализма. Но в этот 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=