ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

общества, фонды в поддержку культуры. Однако средства этих ор­ ганизаций, словно по пророчеству Толстого, "лишь разливаются в те углубления, которые образовала бедность" (Там же. Т .2. С .187). Виднейшие деятели культуры вынуждены искать спонсоров или покидать страну, чтобы "не зачахнуть". Принцип же самооку­ паемости культуры, а точнее варианты претворения его в жизнь чаще заставляют стыдиться и надеть, особенно юные души, того, что их отрывают от мощного древа духовности и бросают в низко­ рослый колючий кустарник. 2. В хеком случае Остается только просвещение, содействие ему. Но как проницательно заявление Толстого о том, что подоб­ ный путь лишь "развращает население , которое всякую минуту на­ ходится на краю гибели от голода" (Там же). Как тонко замечено: "развращает". Общество уже пожинает горькие плоды такого раз­ вращения: дискредитадия.самого стремления к просвещению, знанию, профессионализму. Главное - стать миллионером любой ценой. Сколько же можно уподобляться и переносить на русскую почву опыт других культур., забывая о своих корнях? 3. В своем философско-этическом наследии Толстой призывает содействовать уничтожению тех причин, которые производят нера­ венство, содействовать уничтожению насилия, производящего его. А возможно ли служение людям, при котором не было бы неизбежно­ сти жертвы своей жизни? До Толстому, только уничтожение насилия и вытекающего из него рабства может сделааь возможным такое слу­ жение людям. Но в том-то и величие, и глубина Толстого, что он ставит вопрос о том, есть ли предел ненасилию, борьбе с насили­ ем проповедью ненасилия, т .е . можно ли остановиться на этом пу­ ти и будет ли 0 то нравственно? Тут-то и проходят проверку на искренность слово и дело, посвященное возрождению России. Видимо, немногим дано .принять и умом, и сердцем мысль Тол­ стого о том, что.для человека, живущего христианской жизнью сре­ ди жизди насилия, нет другого выхода, как жертва - жертва до конца. Совместимо ли это с благораэумностью? Человек должен сам для себя решить эту проблему. Сейчас важнее всего пробудить в человеке его "Я ", его мысли и совершенствоваться, работвя над мыслями. Учение ТЬлстого - не панацея. Необходимо помнить его предостережение о том, что приписывание особенного, исключитель­ ного значения писателям, признанным большинством великими, сос­ тавляет большое препятствие для познания истины (Там же. T . I . С.435).»1елательнее всего самому решить: следовать ли .учению Толстого,или считать егб жизнь пошлой, или искать свой путь. 157 '

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=