ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
общества, фонды в поддержку культуры. Однако средства этих ор ганизаций, словно по пророчеству Толстого, "лишь разливаются в те углубления, которые образовала бедность" (Там же. Т .2. С .187). Виднейшие деятели культуры вынуждены искать спонсоров или покидать страну, чтобы "не зачахнуть". Принцип же самооку паемости культуры, а точнее варианты претворения его в жизнь чаще заставляют стыдиться и надеть, особенно юные души, того, что их отрывают от мощного древа духовности и бросают в низко рослый колючий кустарник. 2. В хеком случае Остается только просвещение, содействие ему. Но как проницательно заявление Толстого о том, что подоб ный путь лишь "развращает население , которое всякую минуту на ходится на краю гибели от голода" (Там же). Как тонко замечено: "развращает". Общество уже пожинает горькие плоды такого раз вращения: дискредитадия.самого стремления к просвещению, знанию, профессионализму. Главное - стать миллионером любой ценой. Сколько же можно уподобляться и переносить на русскую почву опыт других культур., забывая о своих корнях? 3. В своем философско-этическом наследии Толстой призывает содействовать уничтожению тех причин, которые производят нера венство, содействовать уничтожению насилия, производящего его. А возможно ли служение людям, при котором не было бы неизбежно сти жертвы своей жизни? До Толстому, только уничтожение насилия и вытекающего из него рабства может сделааь возможным такое слу жение людям. Но в том-то и величие, и глубина Толстого, что он ставит вопрос о том, есть ли предел ненасилию, борьбе с насили ем проповедью ненасилия, т .е . можно ли остановиться на этом пу ти и будет ли 0 то нравственно? Тут-то и проходят проверку на искренность слово и дело, посвященное возрождению России. Видимо, немногим дано .принять и умом, и сердцем мысль Тол стого о том, что.для человека, живущего христианской жизнью сре ди жизди насилия, нет другого выхода, как жертва - жертва до конца. Совместимо ли это с благораэумностью? Человек должен сам для себя решить эту проблему. Сейчас важнее всего пробудить в человеке его "Я ", его мысли и совершенствоваться, работвя над мыслями. Учение ТЬлстого - не панацея. Необходимо помнить его предостережение о том, что приписывание особенного, исключитель ного значения писателям, признанным большинством великими, сос тавляет большое препятствие для познания истины (Там же. T . I . С.435).»1елательнее всего самому решить: следовать ли .учению Толстого,или считать егб жизнь пошлой, или искать свой путь. 157 '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=