ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

|стой л своих религиозных исканиях выступает не просто как про- ; тестантский богослов и философ. "Протестантизм" Толстого ско- Iрее форма, отражающая закономерность общемирового процесса раз­ вития культуры, заключающаяся в "расколдовании мира" (М .Вебар), необходимая ступень его рационализации. В русле этого процесса развивалась и Россия, внося своеобразие в общемировую тенденцию развития культуры. 1 . Именно потому, что Л.Толстой был прежде всего великий ху­ дожник, его ценностный рационализм о р г а н и ч е н . Он вы­ растает не из догматической религии, как это происходило в Ев­ ропе, а из ощущения "живой жизни" (В .В .В ер е с а е в ), ощущения единства природы и человека. С одной стороны, писатель стремит­ ся к преобразованию мира, его нравственной рационализации, и это сближает его с европейским религиозно-философским мироощу- «ением. С другой-стороны, близость к традиционной крестьянской почве обусловливает тяготение к восточной религиозной традиции, в основе которой лежит созерцание и самосоверлзнствование. Цен­ ностный рационализм Толстого' космоцентричен. Ведшие нравствен­ ные ценности разумны уже потому, что они упорядочивают не толь­ ко отношения в обществе, но и весь космос бытия. К Ценностно-рациональные построения Толстого проявляют себя в ’ этике убеждения" (М .Вебер), основвнной на действиях, цель которых будет достигнута в том случае, если действующий ориец- *ируется не на конкретно и рационально поставленную цель, а на исполнение высших принципов, убеждений; у Толстого это любовь, ненасилие. Этика Нагорной проповеди, лежащая в основании нравст­ венного учения Л.Толстого, а б с о л ю т н а , она не признает "втической иррациональности мира" (Вебер й. йвбр. произв. М., 1990, С .698). Космически-этический рационалиэй Толстого приходит в противоречие в реальной жизнью России на рубеже веков, по­ скольку безусловные евангельские заповеди не могут быть выполни­ мы, если они не осуществляются в с е м и . Мучительно переживая это противоречие, Толстой но нашел и не мог найти выхода из не­ го. Не только символическими, но и потрясающе трогательными в .• связи с этим являются уход Толстого ив Нсной Поляны и последние слова перед смертью: "Не понимаю!". Одн'ако значение толстовского идейного наследия от этого не уменьшается. Нравственная реформация, контуры которой.отчетливо прослежииаытся в его иоквниях, является необходимой предпосыж- кон развития российского общества, и прежде всего в такие перио­ 155

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=