ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

В объяснении сущности человека Толстый импонирует то, что [пробуждение человека он связынает с пробуждением сознания, что мир для него держится на нравственных началах, отрицающих эраж- ду, насилие, вообще любое зло. Проповедуя абсолютную любовь к миру, Толстой выступает как великий гуманист. Но в основу чело­ века и его духовности (нравственности) положены Толстым религи- овные начала (религиозное творение, религиозное долженствова­ ние). Человек тем самым лишается не только собственной воли и иштвидуальности, права на ошибки, но шире - способности самому действовать в мире, свободы. Противопоставляя божественной ва- дааности человека объяснение его как кудьтуротворящего деятель­ ного существа, на наш взгляд, можно найти иное объяснение и обоснование человеческой духовности в мире нравственных цен­ ностей, существующих в обществе и подпитываемых естественным чувством' любви к человеку, возникшему от любви матери я ребенка, дарованной природой. В соответствии с философской концепцией человека Толстой объясняет сущность воспитания и образования. Во главе процесса воспитания и образования находятся религия и нравственность, по его мнению. Толстой утверждает, что рассуждения о смысле жизни «вкладывают основы человеческого существования, определяют че­ ловеческое бытие. Религия и этика для него - главные научные дисциплины, которым подчиняются все другие науки в зависимости от их важности и польвы для человеческого предназначения в мире. Толстой также выделяет в качестве главного способа воспитания религиозно-нравственное просвещение, считая, что только оно в состоянии разбудить собственную активность человека. В своей школа Толстой пытается воплотить размышления о воспитании я жиоНь, составляя программы нравственных бесед по темам: "Бо г", *1изнь а воле Бога", "Человек - сын Бога", "Разум ", "Любовь"' * др. В решении Толстым проблем воспитания и образования можно * принять то, что основой воспитательного процесса является нрав­ ственное воспитание, точнее, смысложиэненные искания человека.- Именно они составляют истоки человеческой духовности, скрепляют tee качества и проявления человека, объединяют их изнутри. Мож­ но согласиться также с тем, что важным способом воспитания яв­ ляется нравственное просвещение, воздействующее на нравственное сознание. Однако решение проблем воспитания и образования j 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=