ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

И. П. МАЗУРОВ.. Белгородский пединститу:. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ВОСПИТАНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО Л.Н.Толстой выделяйся в истории русской философии ТЯГОЙ к проблемам воспитания «образования, которые он пытается раз­ решить на основе общей инцепции человека, характеризующейся следующими чертами: 1. Толстой религйоан в толковании человека. Человек пос­ лан богом в мир, чтобы иполнить его волю. Вообще все в мире создано богом и осущестжает его волю, но в отличие от всех существ человек постигае; волю божью первым и первым начинает руководствоваться ею в жзни. Тек самым он показывает свое со­ ответствие тому месту, ноторое он поставлен в мире богом.Во­ ля божия для Толстого - пределенное мироустройство, заданная целесообразность, отведешость для каждого существа своего места. 2. Толстой подчеркнет, что человек не просто творение бога и существо, занимают место в мире, но существо, опреде­ ляющее для себя это мест?, поэт-ому человек есть существо нрав­ ственное. Открыть свое млто значит для человека найти веление воли божией, способ свое; проявления в мире или, другими слова­ ми, смысл жизни. Так религиозный подход к человеку Толстого; оборачивается этическим. 5олее того, Толстой подчеркивает, что человек обретает себя и эмоосуществляется, только разворачивая определенные нравственна качества: стремление к единению и со­ гласию с миром, тягу ко лзобщему благу, любовь ко всем сущест­ вам в мире - любовь жертмную, любовь-самоотдачу и самоотрече­ ние, любовь всепоглощающ,!: (тебя для всех ). Таким образом, бо­ лее точно человек, по Тоетому, может быть назНай религиозно- нравственным существом. 3. Особенностью объкнения человека Толстым является также его рационалистическое токование. Толстой полагает разум дви­ жущей силой челозеческогсбытия. Благодаря разуму я человеке просыпается божественное г нравственное: человек начинает пони­ мать узость собственных отологических потребностей, отрекается от борьбы ва собстввнное ;уществовакие, приходит к идеям всеоб­ щего блага, любви. Разум говорит человеку: "Если же благо воз­ можно Тебе только тогда, тогда все существа любили бы других более себя, то и ты, жива существо, должен любить другие суще­ ства более сабя". 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=