ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

лений в XX столетии - тему ненасильственного разрешения проти­ воречивых, конфликтных ситуаций между людьми, между странами и народами. Стремление к господству, к диктату, к возвеличиванию своего могущества путем принуждения и'уничтожения других людей поставило сегодня Человеческую цивилизацию перед угрозой исчез­ новения. «1дея насилия, воплотившаяся прежде всего во множестве войн в нашем столетии, утрачивает право на свое существование. Идея ненасилия органично вписывается в принципы экологи­ ческой этики. Глобальные проблемы современного ооществеиного развития, принимающие особо острый характер в экологическом и антропологическом аспектах, неизбежно приводят к утверждению новых ценностных ориентиров, -среди которых важнейшее место зай­ мет ненасильственный подход к разрешению конфликтных ситуаций. Этот путь необходим, он противостоит ставшей очевидной возмож­ ности коллективной гибели на планете Земля. Тема ненасилия, противостояния насилию неразрывно связана с экзистенциальной темой о свободе человеческой личности. Про­ тивостояние насилию - это прежде всего отстаивание своей личной независимости, способности принимать решения и самостоятельно отвечать эа свои поступки. Об абсолютном ненасилии не может быть и речи, утверждает французский социопсихолог Хак Семлен. Вместе с тем этика нена­ силия выдвигает на первый план такие ценности, как свобода и справедливость, автономия и ответственность. Мы живем в мире, замечает Х.Семлен, где "насилие царствует во времени и в прост­ ранстве, где люди скорее покорны, чем независимы, скорее бес­ печны, чем ответственны". В таком мире не может быть счастья. Ведь радость жизни, как писал Л.Толстой, "есть только та, кото­ рую не нужно ограждать*насилием". Движение к ненасильственному миру, к практическому утверждению общечеловеческих ценностей выступает сегодня важнейшей компонентой становления новой нрав­ ственной ориентации - глобальной этики. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=