ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

ии юлько о музыке. Писателю принадлежат слова: "Люблю музыну .больше всех других искусств". Слова Толстой считает вто­ ричным по отношению к пузике по евоим изобразительным возможно­ стям. Музыка - это стенография чувств. Так трудно поддающиеся описанию словом чувства передаются непосредственно человеку в музыке, и в этом ее сила и значение". На протяжении всей своей жизни Толстой стремился психологически и теоретически исследо­ вать музыку, но в его философии она представляла собой великую загадку.' Непостижимость музыки нужно понимать у писателя как неисчерпаемость ее эстетических возможностей. Для Толстого'очень характерна необычайная восприимчивость к гармонии звуков, "чувство музыки" и экологичность этого чувст­ ва. Мир вокруг него - это прежде всего мир музыки, которую он слышит: шелест травы и деревьев, журчание ручейка и т .д . Музыка в понимании Толстого - это природяая гармония. Поэтому понятие о музыке у Толстого шире того, которое мы ассоциируем с сочиняемой инструментальной или вокальной музыкой. Л.Н.Толстой неоднократно подчеркивал социальную роль музыки. "Музыка хороша тем, что она соединяет людей в одном чувстве", - писал он. Именно музыке принадлежит главенствующая роль, по эго мнению, в осуществлении его философии любви. В трактате "Что та­ кое искусство?" он пишет: "Бывает, что люди, находясь вместе,ес­ ли не враждебны, то чужды друг другу, по своим настроениям и чувствам, и вдруг или рассказ, или представление, или картина, даже здание и чаще всего музыка, как электрической искрой, сое­ диняет всех этих людей, и все эти люди, вместо прежней разроз­ ненности, часто даже враждебности, чувствуют единение и любовь друг к другу". Лев Николаевич любил музыку с определенно выраженным ритмом, мелодически ясную, веселую или полную страстного возбуждения. Музыка с сентиментальным оттенком или грустно-жалобная мало тро­ гала его, К музыкальному произведению писатель предъявлял следу­ ющие требования: общедоступность, ^"отсутствие стремления к ори­ гинальности", законченность, ясность. Л.Н.Толстой высоко ценил фольклорность музыкальных произведений, хорошо знал народные рус-, ские песни, особенно яснополянские. В отношении к музыке и ее восприятии писателем выделяется широта его музыкальных интересов: от старинной музыки ХУ11 века до современной ему. И широта эта снизывается не только в исто­ рическом плане, но V , в жанровом, стилевом. Толстой не любил опв- 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=