ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
.писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешли вости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни" (Там к е ). И лишь славе великого писателя, признанного всем миром, и мудреца дают ему смелость заявить о своих этичес ких взглядах как о норме для людей своего класса. Знакомство с произведениями писателя, его философским нас ледием, педагогическими сочинениями, дневниками убеждает в эво люции не философско-этических и эстетических взглядов как худо жественной формы, а в эволюции позиции, так как идеей Толстого всегда, на всем протяжении жизни, было понятие добра, опыт был направлен на поиски путей совершенствования добра и введения его в человеческую практику. Можно говорить о том, что религиозные догматы, открытия науки, философские доктрины европейской фило софии в определенные этапы жизни Толстого являлись рациональными идеями его сознания, основами мировоззрения. Опыт же использова ния данных идйй звчастую возвращал мыслителя к первоначалу, по скольку ни научное, ни философское знание не дало Толстому отве тов "на вопрос жизни".- t Совершенно очевидно, что вопрос о смысле жизни, человеке присутствует у Толстого изначально как рациональное знание,ответ не вопрос "Так что же нам делать?" писатель ищет всю жизнь. По лучив традиционное воспитание и классическое образование, Тол- . стой рассматривать эту проблему должен был в энакомойи привыч ной форме, поэтому начиная с трилогии, входящей в традиционные fpaumi европейского роиана-воспитэнип, читатель знакомится на ос нове сюжета с нравственной доктриной писателя. ^ В ;, В творчестве Л.Н.Толстого присутствовала попытка, и весьма плодотворная, создания этической нормы, поэтому столь вниматель но отнесся писатель к "Никомаховой этике" Аристотеля, диалогам Платона, интересно в этой связи лишь то, что не идея гречеоюи философов формировала опыт русского писателя, но его поиски и опыт искали образцы и подтверждение у греческих классиков. Сле,- дующим этапом было увлечение Шопенгауэром, у которого Толстой нашел много общего со своим мнением о жизни. Как отмечает сам писатель, "для познавания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опы та... И опыт го ворит, что власть не есть слово, но действительно существуюаее явление" (Толстой Л.Н. Войиа-и мир. М., 1968. Т. П . С . 673). Кро ме того, Л.Н.Толстой убежден на основании собственного энания г опыта, что беэ представления свободы человек "не только не пони- ) 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=