ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Толстой различает виды, разновидности общения. В своих работах "Об искусстве", "Что такое искусство?" и других работах он рассматривает искусство как средство общения, общение реаль­ ного субъекта с реальным партнером, общение реального субъекта с квазисубьектон. "Для того, чтобы точно определить искусство, надо прежде перестать смотреть на него как на средство наслажде­ ния, а рассматривать же так искусство, как одно из условий чело­ веческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы не усжам не увидеть, что искусство есть одно из средств общения людей между собой". Поскольку общение людей проистекает в реальности, мыс­ литель решал вопрос эстетики об отношении искусства к действи­ тельности как убежденный реалист. Хизнь он считал содержатель­ нее искусства и называл его "зеркальцем", отражающим жизнь.' Е. А.ГЕРВОЛЬСКАЯ Тульский пединститут ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В HPАВСТЬЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Нынеиняя эпоха перемен и кризисов более чем когда-либо ори­ ентирована на поиски идеалов, кумиров и новых моделей. Поиски эти обусловлены обращением к именам и концепциям, вошедшим в ис­ торию мировой культуры, в этом контекста имя Л.Н.Толстого занима­ ет место не менее значимое, чем при жизни писателя в конце Ш - начале X I века. Философскотхудожественное наследие писателя разграничено во времени по художественной и публицистической направленности, что позволило. многим исследователям создать практику размежевания во времени художественной и этической концепции Л.Н.Толстого, кроме того, этому можно нейти подтверждение и у самого автора: "Я СТАЛ писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости... Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хо- роиев и выказывать дурное" (Толстой Л.Н. Исповедь. Собр.соч.: В 22 т . У ., 1983. Т. Х Л . С .110). Ярко выраженная этическая концеп­ ция связывается в творчестве Л.Н.Толстого со второй половиной творческой жизни, что позволяет думать о том, что писатель пришел к этическим проблемам благодаря своей внутренней эволюции. Обра­ щение же к высказываниям самого Л.Н.Толстого позволяет убедиться в том мнении, что этические доктрины позднего Толстого сформиро­ вались в нем eie в юности: "Сколько раз я ухитрялся скрывать в 146

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=