ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

i.e .ayколов а Тульский пединститут ' СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО Всматриваясь в нашу действительность, понимаешь, чго тол­ стовские мысли и идеи звучат с новой силой, по-современному. Сейчас, когда в наш обиход возвращаются такие понятия, как со­ страдание, милосердие, нравственная чистота, любовь к ближнему, возвращение к Толстому будет не бесполезным. Привлекает и лич­ ность мыслителя своей адекватностью и противоречивостью. Уиро- воззренческие идеи Л.Н.Толстого, такие как построение мира без насилия, идеал красоты, правды, справедливости, единение и брат­ ство, вора в разум, определяют его социологические идеи.взгляды. Ц Жизнь и смерть - две формы бытия, связанные процессом дви­ жения мира и человечества от простого к сложному и наоборот. Жизнь сильнее смерти, мир торжествует над всЧнои. Им соответст­ вует две концепции - разрушительная и созидательная. Человек - частица мира. - отражает в себе его сложность и . многомерность. Но, в отличие от природы, он - существо духовное, а потому способное разобраться в окружающем, благодаря разуму и культуре перестроить свое отношения к действительности на основе любви. t В своих произведениях Толстсй обращается к таким важным ас­ пектам человеческих взаимоотношений, как отчуждение, общение', равнодушие. В таком нравственном негзтиваом факторе, как равно­ душие к чужой жизни, писатель видит зловещие симптомы социальной болезни, получившей название "нравственное отчуждение". В "Лйцар- не" он пишет: !'й ведь все за'и люди не глупые же и не бесчувствен­ ные, а наверное у многих из этих замерзших людей происходит та­ кая же внутренняя жизнь, как и во мне, у многих и гораздо сложнее и интересней. Так зачал же они лишают себя одного из лучеих удо­ вольствий жизни, наслаждения друг другом, наслаждения человеком". Столетие спустя французский писатель Экзюпери повторил мысль Толстого: "Единственная настоящая роскошь - это росковь человеческого общения". I. Толстой уделял внимание и культуре общення, В узком смысле культура общения определяется степенью влзден.:я людьми навыками общения, созданными и пришитыми в конкретном обыестве. Бо многих своих произведениях он дзет прздетовление об особенностях обле-’ Ния русских крестьян. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=