ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
Сегодня, как, впрочем, и во времена Толстого, этот прин цип многим кажется странным, утопичным, до нелепого непрактич ным, Причиной втому является сложившийся в общественном созна нии стереотип надооценки эффективности ненасилия и действенно сти насилия. В целом вся современная цивилизация замешана на на силии, -включает в себя насилие как органический элемент, в то время как ненасилие является чужеродным сложившемуся в обществе типу отношений. Приятие этики ненасилия связано с необходимостью перехода сознания человечества в качественно новое состояние. Нависшие над человечеством глобальные опасности: экологи ческая, ядерная, демографическая, антропологическая - поставили его перед выбором: отказаться от насилия или погибнуть. Спасение человечества - в единении, доверии, сотрудничестве, поиске ком промиссных вариантов, обеспечивающих удовлетворение интересов обеих сторон в разрешении сложных проблем. I ' Т а к и м образом, путь ненасилия, к которому призывал великий мыслитель Толстой, сегодня является единственной перспективой человеческого общества. А.В.БОЙЧЕНКО Черновицкий университет ФИГУРА СОКРАТА В "ДНЕВНИКАХ" ЛЬВА ТОЛСТОГО к, I , Известно, что Толстой, крайне критически относящийся ко многим общепризнанным авторитетам, неизменно высоко ставил Сокра та. Бесспорно, что Сократ, положивший начало критической философ ской мысли, был самой структурой своей личности созвучен Толсто му. Положивший в основу своей философии алофатический (отрица тельный) метод, более ставящий вопросы, нежели дающий ответы, Сократ оказывается близок Толстому, "беспощадный реализм" кото рого вызвал Почти столь же решительное осуждение церкви, сколь сократово учение о "демонии-совести" - у ортодоксальных афинян. 2. Конечно, Сократ у Платона и, особонно, Ксенофонта пред стает "человеком идеально хорошим и счастливым".(ср. с "Облаками" Аристофана). Именно в этом качестве и воспринимал его Толстой. Он ставил афинского мыслителя в ряд светочей человечества: " . . . результаты мышления этих великих людей просеяны через реше то и сито времени. Отброшено все посредственное, остелось одно самобытное, глубокое, нужное; остались Веды, Зороастр, Будда . . . Христос, Магомет, Сокрет . . . и новые: Руссо, Паскаль, Кант. Шоиейгауэр". 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=