ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Л.А.БЕССОНОВА Глазояский пединститут СМЫСЛ ЖИЗНИ И ПУТЬ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В МИРОПОНИМАНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Проблема смысла человеческой жизни является центральной в творчестве Л.Н.Толстого. "Чего хочет от меня та сила, которая произвела и ведет меня? И что мне нужно делать, чтобы удовлетво­ рить возложенные на меня требования личного и общего блага? Они спрашивали себя: я целое и частица чего-то необъятного, беско­ нечного. Какие мои отношения к тем же, подобным мне Ч8стиц8м - людям, и ко всему целому - миру?" Наука и философия, по мнению мыслите'ля, должны служить од­ ной задаче - накоплению знаний, лажных и необходимых для челове­ ческой жизни. Это нужно для того, чтобы каждый смог увнать, как лучше прожить в вФон мире тот короткий срок, который определен богом, судьбой, законами природы. Пытливая мысль писателя стремится доискатьсй до первопричин жизни. Тайна происхождения человеческой жизни заставляет Толсто­ го обратиться к науке. Выстраивая цепочку причинно-следственных связей о происхождении человека от ниэших животных до молекулы, он делает вывод о непостижимости этих связей, равно как и о не­ постижимости самой жизни. По-своему понимал Толстой своеобразие вопроса о происхожде­ нии жизни. 1изнь и людям, и всему живому дает всемирное, невиди мое одухотворенное начало, которое сознает каждый из нас в себе, называя это душою, а в мире, богом. Разъединенные телами друг от друга и от бога души человеческие стремятся к соединению, и это соединение осуществимо лишь черев любовь, которая,, по мнению ЛьЬа Николаевича, является высшим благом и смыслов человеческой жизни. Смысл человеческого бытия - в единстве с другими людьми, в служении км, в выходе "из своего герметически эамкнутого бытия к бытию е . другими и для других". Размышления о человеке, о смысле его бытия приводят писателя к ставшему стержневым в его миропонимании принципу непротивления злу. Соединяет людей любовь и добро, разъединяет насилие, вернее то, что его порождает - войны, власть, собственность, нищета, болезни, зависть и т .д . Путем неимоверного нравственного усилия необходимо каждому И всем прийти к осознанию недопустимости от­ вечать лом на зло, смертью на смерть, разорением на разорение. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=