ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

годня осознать, что интеграционные процессы возможны и в области науки и религии как составных частей мировой культуры. Ьто выра­ жается прежде всего в признании, что религия не пытается подме­ нить науку (например,в объяснении, как появилось человечество, что такое окружающий мир), что религия - это указание пути в будущее человечества. В этой связи сегодня особое значение при­ обретает общечеловеческий нравственный критерий оценки роли на­ уки, искусства, религии как факторов социальной и культурной интеграции. Все, что соединяет людей, утверждал Л.Неодетой,есть добро и красота; все, что разъединяет их, - зло и безобразие. Необходимое условие, обеспечивающее прочность такого един­ ства, - свобода личности. Потребность в общественной и духовной .свободе обусловила последовательность критики Львом Толстый го­ сударства как средства насилия над личностью, последовательность в поиске и разработке системы свободного воспитания. Демократизм педагогических взглядов Толстого заключался прежде всего в том, что свободное воспитание - это удел не ограниченной части обще­ ства, а всего нврода в целом. Толстой-педагог намного опередил свое время, требуя, чтобы государство обеспечило личности не только свободу пространства, но и свободу духовную, так как толь­ ко свободная личность способна уэнать многообразие культур,фило­ софских и религиозных течений, стилей, образа жизни, воспринять и приумножить культурные ценности. Таким обраэом, широта лишенного национальной ограниченности нравственно-философского, религиозного учения, гуманизм, народ­ ность педагогических взглядов, глубина и самобытность художест­ венного наследия есть основные слагаемые мирового значения Льва Толстого, имя которого и теперь служит символом объединения на­ циональных культур. Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=