ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
* философские, нравственные, эстетические, педагогические идеи, открытия составляют сущность его магнетизма и, следовательно, способны помочь нам сегодня восстановить в немалой степени ут раченные связи с отечественным и мировым культурно-историческим наследством, вновь занять то достойное место в мировом культур ном процессе, которое в прошлом и в начале нынешнего века зани мала Россия? Идея приоритетности духовных потребностей в ценностных ори- ентациях личности далеко не нова. Однако именно Толстой со свой- ственной ему анергией и страстью заявил о пагубности неразумной жизни людей, примером собственной судьбы доказывал необходимость обретения нравственного смысла, содержания жизни. Сегодняшний мир, уви, пока еще далек от идеалов великого мыслителя и Худож ника. Человечество, по наблюдению автора трактата ."О жизни", не удержимо стремится к "благам животной личности", идет по пути увеличения своих эгоистических потребностей. Однако закон жизни человечества, утверждал Л.Н.Толстой, заключается в "отречении от благ животной личности". Сегодня уже нет никаких сомнений, что возможности природы не беспредельны и только путем разумных са моограничений, расширением спектра духовных потребностей челове чество может сохранить себя. Спа’сение разумной личности в таком случае - в утверждении себя как нравственной личности, суть ко торой - в нравственной деятельности, основанной на бескорыстной любви к окружающему миру, на осознании необходимости постоянного сзмоулучшения, для того чтобы жизнь была не следствием стихийных обстоятельств, а "произведением души". Л.Н.Толстой понимал, что в духовном самоулучшении личности, в поисках ею'ответов на воп росы, как жить, в чем смысл жизни, что есть человек, неоценимую роль играют наука и искусство, религия. В философских, педагоги ческих взглядах великого мыслителя наука и религия не состоят в антагонистических противоречиях. Признавая ценность для формиро вания разумного человека философских идей Спинозы, Руссо, Канта, Фихте, Л.Н.Толстой с большим вниманием и уважением относился к религиозным учениям начиная от Кришны, Будды, Конфуция, Христе, Магомета и кончая новейшими религиозными мыслителями. Еще недавно наука и религия находились на разных полюсах человеческой культуры, рассматривались как антиномические явле ния. В последнее время наметилась тенденция к поиску точек взаи модействия между ними. Актуален опыт Толстого в решении данной проблемы. Вго философские и религиозные искания помогают-ном се 1<(0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=