ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Творчество Мазурине определено близостью взглядам Толстого, встречами с ним, последовательным развитием его идей. Р.Роллан утверждал, что Мазурин сумел выразить взгляды Толстого "как ни один ив толстовцев" (Письмо Р . Ролдана Мазурину от 10.03.1929 //Го с. музей им.Толстого (ГМТ). Фонд В.Черткова) . Особенно близ­ ка Толстому философская и нравственная проблематика сборника "В царз*ве жизни", эстетические принципы его организации: есте­ ственная простоте ("н е мог не пи са ть"), искренность ("дневник"), демократизм ( “ писал свои пьесы среди репьев и полыни, картофель­ ных и хлебных полай"). . _ Стихотворения "Царства жизни" раскрывают жизнь души, жизнь человеческой личности, не принявшей стандартной, официальной мо­ рали, но сохранившей неповторимую самобытность натуры, близкой природе, живому народному сознанию, жизнь человека, духовным ори­ ентиром которого была и философия Толстого. Гуманистический па­ фос, интонации проповеди, исповедальный лиризм - постоянные при­ вивки поэзии Мазурина. Верный эстетике учителя, он стремится пре­ одолеть условность, искусственность книжной культуры, как бы 'раа- руаить границы между условностью поэзии и естественным поведени­ ем. Он пииет "дневник", делясь своим опытом с читателем, отказы­ вается от рифмы, вместо заглавий (Лихов обозначает их датой, не прибегает к вымыслу, считая, что Надо не писать, . - А записывать: Для письма Нужна выдумка, Для записи - Ухо,. открытое истине. В то же время "В царстве жизни" - сборник стихов, цикл, про­ думанный, организованный по правилам поэтики: это целостный худо­ жественный мир, имеющий свою философско-поэтическую концепцию, сквозные темы, главного героя. А верлибр, при всей внешней прос­ тоте и "разговорности", является одной из самых условных и тон- жях форм организации стихотворной "речи. Художественная концепция автора, поэтический образ мире оп­ ределены осознанием нерасторжимого единства природы и человека, жрасоты и мудрости етого единства: 138

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=