ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
Творчество Мазурине определено близостью взглядам Толстого, встречами с ним, последовательным развитием его идей. Р.Роллан утверждал, что Мазурин сумел выразить взгляды Толстого "как ни один ив толстовцев" (Письмо Р . Ролдана Мазурину от 10.03.1929 //Го с. музей им.Толстого (ГМТ). Фонд В.Черткова) . Особенно близ ка Толстому философская и нравственная проблематика сборника "В царз*ве жизни", эстетические принципы его организации: есте ственная простоте ("н е мог не пи са ть"), искренность ("дневник"), демократизм ( “ писал свои пьесы среди репьев и полыни, картофель ных и хлебных полай"). . _ Стихотворения "Царства жизни" раскрывают жизнь души, жизнь человеческой личности, не принявшей стандартной, официальной мо рали, но сохранившей неповторимую самобытность натуры, близкой природе, живому народному сознанию, жизнь человека, духовным ори ентиром которого была и философия Толстого. Гуманистический па фос, интонации проповеди, исповедальный лиризм - постоянные при вивки поэзии Мазурина. Верный эстетике учителя, он стремится пре одолеть условность, искусственность книжной культуры, как бы 'раа- руаить границы между условностью поэзии и естественным поведени ем. Он пииет "дневник", делясь своим опытом с читателем, отказы вается от рифмы, вместо заглавий (Лихов обозначает их датой, не прибегает к вымыслу, считая, что Надо не писать, . - А записывать: Для письма Нужна выдумка, Для записи - Ухо,. открытое истине. В то же время "В царстве жизни" - сборник стихов, цикл, про думанный, организованный по правилам поэтики: это целостный худо жественный мир, имеющий свою философско-поэтическую концепцию, сквозные темы, главного героя. А верлибр, при всей внешней прос тоте и "разговорности", является одной из самых условных и тон- жях форм организации стихотворной "речи. Художественная концепция автора, поэтический образ мире оп ределены осознанием нерасторжимого единства природы и человека, жрасоты и мудрости етого единства: 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=