ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
ленив. Двойственная (природно-этическая) специфика человека при водит к парадоксам индивидуальных и коллективных поисков счастья, появлению абстрактных понятии об интимном, неабстрагируемом, им манентном, попыток насильного "загона в рай свободы". История после Толстого показала всю Проблематичность самости человека в мире идеологического внушения и в то же время - всю глубину и неистребимость этой самости, его "сердца" в условиях тоталитар ных ценностей, стремящихся целиком управлять функционированием каждого индивида, поставив себе на службу само "сердце". Т.Б.АФУЭОВА Новокузнецкий пединйитут I ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Л.ТОЛСТОГО В КНИГЕ В.МАЗУРИНА "В ЦАРСТВЕ ЖИЗНИ" Судьба и творчество В.Маэуринв - педагога, философа, поэта - тесно связана с кругом учеников и последователей Л.Толстого - в. Чертковым, И.Горбуновым-Посадовым, Н.Гусевым, с "Вегетарианским обществом", "Обществом памяти Толстого", с толстовской коммуной “1изнь и груд". Литературная деятельность В.Мвэурина разнообразие: стихи, пьесы, басни, философский трактат, статьи о Толстом, Черткове. Сборник "В царстве жизни" является наиболее завершенным и лучшим его трудом, единственным изданным при жизни в 1926 году. Второв издание осуществлено в 1990 и 1991 годах. "Поэтический дневник", как определил форму сборника сем поэт, - книге замечательная во Многих отношениях. Во-первых, здесь нашли отражение сознанне,куль- тура, духовная *изнь человека, близкого Толстому, его позднему периоду. "Совсем близкий человек", - пишет о Мазурине в дневнике своем Л.Толстой. Во-вторых, сборник расширяет наши представления о литературе 20-х годов, являя пример твердого и осознанного про тивостояния победившим тогда тенденциям соцреализма и соцэаказр, лозунгу "борьбы за светлое будущее" и разрушительному отношению к настоящему. Стихи Мазурина, кроме того, - своеобразный памятник.. Душевному строю, мироощущению, духовной культуре, сегодня почти утерянным, но столь необходимым, ибо это.пример противостояния "хаосу", "пустыне", обретения и сохранения гармонии духа, без ко торых не выжить человеку. Наконец, интересен "уникальный мазурин-* ский верлибр" (Айги Г . Русский поэтический авангард // В мире книг. 1989. fc 3. C .I6 ) и жанровое оформление цикла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=