ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

смертив дуаи, полагая любовь к ближнему и непротивление злу ес­ тественными и очевидными началами человеческого бытия. Эротизм и чувственная любовь к другому полу, сластолюбие возмущенно от­ вергаются в силу их эгоистического характера. Брак по страсти несчастлив. Элемент системы, живущий только интересами своих при­ родных порывов, животных импульсов, обречен на отчуждение и пус­ тоту бытия, фрагментарность и мозаичность своего поведения. 3. Толстой рассматривает "падших" людей, преступивших соци­ альные нормативные ценности, показывая, что их падение обусловле­ но падением скрытым так называемых "благородных" членов общества, падением социальных, государственных структур, всей цивилизации. Он отвергает науку и веру в автоматический прогресс, считая их развратителями, мешающими воскресению сердца человека, йго под­ линности, интимной самости, проповедуя возврат к природе, христи­ анской простоте. Современники упрекали его в мечтательности .я Не­ реалистичном понимании цивилизации, отмечая, что идеал Толстого может быть реализован только в рамквх небольших сект, а его соб­ ственная жизнь противоречит его же проповеди. 4. Толстой осмеивает настоящее и надеется на будущее. Ему смешны и попытки социал-демократии освободить человека путем дек­ ретов и административных реорганизаций, способных привести только к смене форм насилия и глупости. Бойкая социальная реформа может быть только моральной реформой. Целостная система может быть ес­ тественной для человека, ее элемента только при условии глубин­ ного родства с ней, при наличии у него "сердца", лйбви и состра­ дания, непричине.ния зла другому. Нет и не может быть некого сво­ да норм совести, они очень интимны, индивидуальны, каждым трак­ туются различно. Толстой требует забвонного самоотречения, жизни для других и ради других. В этом он ,эидит прорыв -парадокса.нрав­ ственного плюрализма и морального монизма, обусловленного общест­ венным характером жизни, т .е . элемент целого через самоконтроль и самодисциплину спасает себя и всех, переводит свое существование из дефектного в полноценное системное функционирование. Это функ­ ционирование не может быть и не должно быть навязано элементу из­ вне, но оно может быть внушено ему через проповедь, ибо соответ­ ствует его глубинной природе и потому и принимается им. Долг ра­ зума и долг сердца объединяются, сливаются на основе экспликации фундаментального сердечного "импульса" i форму сознательного тре­ бования свободного самоограничения ради других. 5. Вызов Толстого - это вызов человеческому индивидуальному и государственному, социальному вообще, существованию и самоопраде- 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=