ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
смертив дуаи, полагая любовь к ближнему и непротивление злу ес тественными и очевидными началами человеческого бытия. Эротизм и чувственная любовь к другому полу, сластолюбие возмущенно от вергаются в силу их эгоистического характера. Брак по страсти несчастлив. Элемент системы, живущий только интересами своих при родных порывов, животных импульсов, обречен на отчуждение и пус тоту бытия, фрагментарность и мозаичность своего поведения. 3. Толстой рассматривает "падших" людей, преступивших соци альные нормативные ценности, показывая, что их падение обусловле но падением скрытым так называемых "благородных" членов общества, падением социальных, государственных структур, всей цивилизации. Он отвергает науку и веру в автоматический прогресс, считая их развратителями, мешающими воскресению сердца человека, йго под линности, интимной самости, проповедуя возврат к природе, христи анской простоте. Современники упрекали его в мечтательности .я Не реалистичном понимании цивилизации, отмечая, что идеал Толстого может быть реализован только в рамквх небольших сект, а его соб ственная жизнь противоречит его же проповеди. 4. Толстой осмеивает настоящее и надеется на будущее. Ему смешны и попытки социал-демократии освободить человека путем дек ретов и административных реорганизаций, способных привести только к смене форм насилия и глупости. Бойкая социальная реформа может быть только моральной реформой. Целостная система может быть ес тественной для человека, ее элемента только при условии глубин ного родства с ней, при наличии у него "сердца", лйбви и состра дания, непричине.ния зла другому. Нет и не может быть некого сво да норм совести, они очень интимны, индивидуальны, каждым трак туются различно. Толстой требует забвонного самоотречения, жизни для других и ради других. В этом он ,эидит прорыв -парадокса.нрав ственного плюрализма и морального монизма, обусловленного общест венным характером жизни, т .е . элемент целого через самоконтроль и самодисциплину спасает себя и всех, переводит свое существование из дефектного в полноценное системное функционирование. Это функ ционирование не может быть и не должно быть навязано элементу из вне, но оно может быть внушено ему через проповедь, ибо соответ ствует его глубинной природе и потому и принимается им. Долг ра зума и долг сердца объединяются, сливаются на основе экспликации фундаментального сердечного "импульса" i форму сознательного тре бования свободного самоограничения ради других. 5. Вызов Толстого - это вызов человеческому индивидуальному и государственному, социальному вообще, существованию и самоопраде- 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=