ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
неввкового быта и христианский порыв к горнему. Во времена Тол стого такой тип в народе был все еще отчетлив: вспомним ссыльно го Семена из чеховского рассказа, который хвастается не только тем, что может "на голой земле спать и траву жрать", но и през рением к миру семьи, любви и пр. Это "самоотрицание жизни" об наруживается не только в народной среде: фигуры Клаватсной или Рерихов достаточно репрезентативны для интеллигенции, изверившей ся в христианстве. Словом, толстовское увлечение этикой буддизма было не причудой, но одним из самых отчетливых и честных проявле ний кризиса византийско-церковного христианства, крияиса Русской Церкви. Христианство всегда строилось на признании мира изначально "добрым", как творения любящего Бога-Отца. Буддизм, исключивший !?акое представление, видит в материальной "сансаре" лишь юдоль страданий, а в привязанности к ыиру - обольщение. Толстой, сохра няя изначальную библейскую веру в доброту и справедливость Твор ца, все же проецировал на фигуру Христа рациональные выкладки науки XIX столетия, что привело его к отказу от учения о благо датном спасении через Христа. Естественным итогом было обращение К "предхристивнской" атике Будды, уже перешагнувшего языческий индуизм, но оставшегося наедине с мучительными экзистенциальными вопросами. Е.И. АРИНИН Архангельский пединститут ЭТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ТОЛСТОГО: ПОПЫТКА СИСТЕМНОГО РАССМОТРЕНИЯ I . Рубеж XIX и XX веков характеризовался глобальным моральным новаторством, сформировалась альтернатива вечного и экзистентно- го, разумно-отчужденного и сердечно-интимного. Первые опирались на незыблемость сложившегося порядка вещей, вторые - на необходи мость коренного переустройства жизни, революции. Первые полагали индивида элементрм эффективной целостной системы глобального Уни версума, Бога, где он должен выполнять типичные функциональные требования, вторые - творцом, устроителем этой системы, свободным в выборе и нахождении, открытий собственных форм функционирования. 2. Толстой проходит путь от светского, наслаждающегося жизнью состоятельного человека, приходящего во второй пололине жизни к церкви, до разочарованного церковным ритуализмом искателя неохри- «тианства. Он стал отвертеть первородный грех, искупление, бес-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=