ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

РАЗДЕЛ а. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО С. Д. АБРАМОВИЧ Черновицкий университет БУДДИЙСКИЙ КВИШ8М В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛЬВА ТОЛСТОГО Вопрос о ценностях всегда, возникает в моменты кризиса куль­ туры, и при этом крах старых табу нередко открывает путь неожи­ данным идеям. К таким явлениям следует отнести и общеизвестное увлечение Толстого личностью и учением Гаутамы Будды, отразив­ шееся как в писательской концепции мира и человека, так и в сви­ детельствах современников. Например, Платон Карзтаев, при всей органичности своей почвенности, все же есть личность, от мира вовсе не зависящая и в нем не утверждающаяся. Показательны мему­ ары Горького, заинтересованно отмечающего, что о Христе Толстой говорил "хуже", чем о Будде; отметим также, что Горький находил, будто Толстого постоянно точила мысль о смерти, что вызывало подчас, по его мнению, едва ли не богоборческие настроения. Но до сих пор все подобные вопросы, в силу господствующего еще не­ давно "литературного этикета", воспринимались как "юродство" ве­ ликого писателя и всерьез не обсуждались. Между тем вопрос го­ раздо значительнее, чем может показаться. Исповедуя христианст­ во не-церковное, веру в Бога-Отца, Толстой вместе с тем порвал с кардинальным христианством: верой в воскресение Христа (см. положение ап. Павла: "Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна"). Отказался писатель и от учения о божественной природе Богочеловека и Его искупительной жертве. Очевидно- также, чтр в 8Т.ике и поведении Толстой отчетливо приблизился Юбуддийскому квиетизму - отрицанию всякой ценности жизни и ее благ. В основе этого взгляда лежит отрицание Бога и отвращение к аиру как ил­ люзии. В основе буддийского стремлений к нирване - освобождению от мира - лежит, как отмечал о. А.Мень, скорее всего чувство ус­ талости от жизни и эачарованность загадкой небытия, смерти. По атому поводу можно немало сказать и о жизнелюбии Толстого, и о пытливости его ума, безбоязненно идущего навстречу самым трудным и даже неразрешимым проблемам. Однако дело не только в личном опыте Толстого. Буддийский квиетизм, внешне созвучный христиан­ ской аскезе, с дввних пор монгольского владычества получил из­ вестное распространение в народе, нвкладываясь на скудость сред- 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=