ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
дагогические явления формируют педагогическую направленность мышления начинающего учителя и тем самый способствуют формиро ванию ценностного отношения к педагогической теории. Кроме то го, происходит формирование ценностного отношения к аэдагогиче- ским явлениям как источнику педагогической информации о нравот. верном, психологической или интеллектуальном состоянии объекта педагогического воздействия, а также информации, необходимой для выстраивания стратегий профессионачьного поаеденш; учителя в данной сложившейся педагогической ситуации. При этом студенть могут соотнести действия учителя а реальной ситуации о их пред ставлениями о собственных педагогичезких действиях, как в m случае, если бы они оказались в данный момент на месте этого уии. теля. . На этапе самостоятельной работы а процессе педагогическом практики студенты также формируют ценностное отношение к педаго гическим явлениям в результате того, что они учатся видеть и анализировать причины, вызывающие те или иные явления, негатив но (или позитивно) отражающиеся на учебно-воспитательном процес се. фиксация этих моментов в памяти и сознании начинающего педа гога способствует выработке необходимых педагогических умений и навыков, а также индивидуальных Профессиональных качеств будуще го учителя, происходит накопление и творческое оиьеление полу чаемого педагогического опыта, на что в свое время'Обращал вни мание Л.Н.Толстой. Ценностное отношение к педагогическим явлениям у студентов педвузов формируется также в хода выполнения ими учебно-ипеледо- вательских работ в виде рефератов, курсовых и дипломных исследо ваний. . Так, в ходе подготовки рефератов по психолого-педагогичес- ким дисципдьнем педагогические явления представляют собой цен ность для выработки у кик оо О с » в « нйой , авторской позиции s ходе изучения и обобщения литературных, архивных и других источников! правильнее осмысление педагогических фактов и явлений позволяет студея1ам грамотно интерпретировать изучаемый научно-теоретичсс- кий материал. В процегсе подготовки студентами курсовых и дипломных работ педагогические явления выступают как познавательная ценность. В этом случае' студент-исследователь имеет возможность в ходе педа гогического эксперименте изменять условия педагогического воз действия яа испытуемых и в различных условиях изучать наблодае- 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=