ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

дагогические явления формируют педагогическую направленность мышления начинающего учителя и тем самый способствуют формиро­ ванию ценностного отношения к педагогической теории. Кроме то­ го, происходит формирование ценностного отношения к аэдагогиче- ским явлениям как источнику педагогической информации о нравот. верном, психологической или интеллектуальном состоянии объекта педагогического воздействия, а также информации, необходимой для выстраивания стратегий профессионачьного поаеденш; учителя в данной сложившейся педагогической ситуации. При этом студенть могут соотнести действия учителя а реальной ситуации о их пред­ ставлениями о собственных педагогичезких действиях, как в m случае, если бы они оказались в данный момент на месте этого уии. теля. . На этапе самостоятельной работы а процессе педагогическом практики студенты также формируют ценностное отношение к педаго­ гическим явлениям в результате того, что они учатся видеть и анализировать причины, вызывающие те или иные явления, негатив­ но (или позитивно) отражающиеся на учебно-воспитательном процес­ се. фиксация этих моментов в памяти и сознании начинающего педа­ гога способствует выработке необходимых педагогических умений и навыков, а также индивидуальных Профессиональных качеств будуще­ го учителя, происходит накопление и творческое оиьеление полу­ чаемого педагогического опыта, на что в свое время'Обращал вни­ мание Л.Н.Толстой. Ценностное отношение к педагогическим явлениям у студентов педвузов формируется также в хода выполнения ими учебно-ипеледо- вательских работ в виде рефератов, курсовых и дипломных исследо­ ваний. . Так, в ходе подготовки рефератов по психолого-педагогичес- ким дисципдьнем педагогические явления представляют собой цен­ ность для выработки у кик оо О с » в « нйой , авторской позиции s ходе изучения и обобщения литературных, архивных и других источников! правильнее осмысление педагогических фактов и явлений позволяет студея1ам грамотно интерпретировать изучаемый научно-теоретичсс- кий материал. В процегсе подготовки студентами курсовых и дипломных работ педагогические явления выступают как познавательная ценность. В этом случае' студент-исследователь имеет возможность в ходе педа­ гогического эксперименте изменять условия педагогического воз­ действия яа испытуемых и в различных условиях изучать наблодае- 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=