ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
( j . b MP®'®® g g j ни. В. 14.Ланина , Москва ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЯВЛЕНИЯМ В СВЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ |ЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО К ' Как известно, Лев Николаевич Толстой рассматривал педагоги ку как опытную, экспериментальную науку, но вместе с тем крити ч е с к и относился н состоянию педагогической теории. " . . . чтобы сделаться наукой, и плодотворной наукой, - писал Л.Н.Трлстой, - педагогике, по наиему убеждению, нужно перестать оставаться на абстрактных тэориях, а принять за основание путь опыта и выво дить свои положения от, частных к общим, а не наоборот..." (Полн. собр. соч.: В 90 т . (Вби л .) Т .8 . М ., 1936. С .368). Большое значе ние при этом Л.Н.Толстой придавал ивучепию передового педагоги ческого опыта, превращению каждой шкопы в "лабораторию творчес кого труда учителей и учащихся". р Главная ценность в педагогике, по Л.Н.Толстому, есть опыт,, а ваДача школы - воспитание творческой, нравственной личности. В Изучая и обобщая педагогические явления и факты, наблюдае мые в процессе практической педагогической деятельности в Ясно полянской Ёколе, Л.Н.Толстой практический опыт своих наблюдений передавал слушателям подготовительных педагогических курсов, а. семя педагогические явления рассматривал как элементы поихоЛого- педагогкческой подготовки будущих учителей. Об этом свидетельст- »у»т статьи Л.Н.Толстого "Кому у кого учиться писать" (1862), "Общие замечания для учителя" (1872), "О народном образований" (1874), "Правиле для педагогических курсов" (1875) и др. В этих работах Л.Н.Толстой рассматривал обучение в воспитвние как факты "воздействия одних людей на других" и задачи педагогической на уки видел з "отыскании законов этого зовдействия" из множества наблюдаемых педагогических явлений (Толстой Л.Н. Пед.соч. М., 1989. С .69). К ’ Твкой подход, по нашему мнению, остается современным, a t настоящее время. Он способствует формированию у будущего учителе ценностного отношения к педагогическим явлениям, которые отра*а- ются студентами на всех этапэх профессиональной подготовки* Тая* в ходе теоретичезкнх занятий по курсу п«двгогики педа гогические факты иллюстрируют те или иные положения педагогичес кой теории. В ходе лабораторно-практических занятий, при посеще нии уроков профессиональных педагогов наблюдаемые студентами пе 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=