ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
наследии Толстого находим своеобразную формулировку гипотезы по д^щюй проблеме: "Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учиталям было удобно учить.-Учите ле неудобны говор, движения, веселость детей, составляющие для них необходимое условие ученья, и в школах, строящихся как тв- рвиныа заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения.Вне сто тоге, чтобы убедиться, что для того, чтобы действовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребенок), они хотят учить так, как умеют, 58 К вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самую природу ребенка". К;,: Школа для Л.Н.Толстого была нэ просто интересным занятием, он- была частью его жизни: "Есть у меня поэтическое прелестное дело, от которого нельзя оторваться, - это школа... Нельэя рас- * сказать, что это за дети - их надс виде ть... Подумайте то л ^ о , что в протяжении двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины аи один и ни одна не были наказаны. Никакой лени, грубости, глу пой шутки, неприличного слова". ;v Лев Николаевич больше всего ценил а детях им самобытность, лобовиатэльноскь, ненасытное стремление к знаниям..Он сумел про будить в детях интерес к познанию. В его школах учились и девоч ки, и мальчики, конечно же, без всякого принуждения. В работе "Ясчополянокея школа за ноябрь и декабрь месяцы" Л.Н.Толстой.пи шет, что главная звдэча школы - "возбудить интерес, знать про то-, как живег, жило, слагалось и развивалось человечество в разных государствах, интерес к познанию тех ввконов, которыми вечно дви галось человечество, возбудить, с другой стороны, интерес к ура зумению законов явлений природы на всем эемном шаре..." Для Толстого возбуждение интереса в обучении - это усиленна иногостороннего умственного и нравственного воздействий на оенб- •* внимания к личности ребенке, того самого воздействия, которое помогает раскрыть все творческие силы ребенка, его способности, склонности, и вместе с этим - глубокий внутренний интерес к педа- ^гичаской деятельности самого учителя. j I Лев Николаевич Толстой не только предельно ясно обозначил 8адачу школы, он подробно.пишет о том, как ее достичь. Развитие то8кавательного интересе ребенка - дело крайне сложное, но важ- d°e. Создание же условий, кЬгда жажда знаний, стремледпе к по- •«анию становятся движущей силой, целиком зависит от учителя, ст •’ыбора им форм и методов обучения: "Чем с меньлим принуждением
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=