ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Существенным условием успешного формирования личности ре­ бенка Л.Н.Толстой считал разнообразие и динамичность приемов, способов воспитания и преподавания, их стимулирующий характер, исключающий принуждение и насилие. Организованным воспитательный процесс реализуется прежде всего через методы. Современные-методы воспитания, условно под­ разделяющиеся на две большие группы: методы, воздействующие преимущественно на- сознание, и методы, с помощью которых органи­ зуется опыт положительного поведения школьников, - приводят к воспитательным результатам постольку, поскольку способствуют вовлечению учащихся в различные виды общественно полезной дея­ тельности, побуждают внутреннюю активность детей. Особую роль играют методы педагогического стимулирования, целенаправленно вызывающие у ребенка потребность в определенной поведении и обусловливающие социально ценные''мотивы такого пове­ дения. Все воспитательные методы приобретают большую эффектив­ ность, если педагог умеет удачно выбрать и скомпоновать компле: ; педагогических средств, эмоционально обогащающих процесс воспи­ тания. Педагогические стимулы, воздействуя на эмоциональную сферу школьников, вызывают у них ответные чувства: змоционалышЧ отклик, сопереживание и, как наивысший результат, - формирована общественно ценного и личностно значимого мотива поведения. Таким образом, педагогические и эмоциональные стимулы "насы­ щают" методы воспитания,вызывая активно-деятельностное отношень.' школьников к воспитываемым формам поведения. И.В.ШЕХАНИНА Тульский пединститут ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Актуальной проблемой педагогии была и остается проблема формирования мотивации учения. Сегодня, когда упал престиж не только высшею, но и среднего образования,” когда школе пытается найти пути выхода из кризиса, обращение к педагогическому насле­ дию Л.Н.Толстого дает возможность осмыслить многие проблемы об­ разования. Среди теоретических проблем, замечаний и высказываний по отдельным вопросам, оставленных великим гуманистом, важное месю занимает проблема интереса. Надо отметить, теория развития инте­ реса - это, по-суиеству, результат научного эксперимента. В 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=