ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Осознание идей Л.Н.Толстого позволит сформировать личность учителя новой школы. Т.Н.1АЙДШ0ВА Тульский пединститут ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО О СВОБОДНО .У ВОСПИТАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТДОРИИ Е ' Суть педагогической концепции Л.Н.Толстого заключена в идее создания в школе реальных условий для свободного воспитания и обучения детей. Свсоола воспитания, по Толстому, означает оп­ ределенную форму аобувдшщего воздействия на ребенка, при кото­ ром он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, но вместе с тем находясь постоянно в сфере его ин­ теллектуального и нравственного влияния, наиболее полно может проявить активность и самостоягельность во всех областях своей деятельности. В основу процесса воспитания должно быть положено стимули­ рование нравственно-ценных интересов и потребностей ребенка, раз­ витие, а не подавление его интеллектуальных и моральных сил.Вос­ питание и обучение должны выявить все лучшее, что дано ребенку изначально. Именно в этом видеа Толстой гуманистический смысл свободного воспитания. По мысли Толстого, самый трудный, но наиболее верный путь для воспитателя - побудить ребенке к самовосшИанию, самосовер­ шенствовании. С позиций современных исследований воспитание, являясь со­ ставной частью социализации многофакторного развития личности под влиянием стихийно действующих разнообразных социальных фак­ торов призвано упорядочить эти воздействия. Человек в процессе социализации выступает самореализующимся субъектом, обладающим своими мотивами, потребностями.Отоеда сущностью воспитания яв­ ляется создание условий для самораввития личности. Саморвэвива- вщаяся личность - это цель и желаемый результат воспитания, #т0 и процесс воспитания. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребе­ нок входит в бесчисленное множество отношений. Каждое иа 8*их отношений неизменно развивается и усложняется, создавая в каж­ дый конкретный момент определенные изменения в личности ребенка. При таком подходе ребенок -«активно действующий субъект соОс»- венйого воспитания и развития. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=