ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
Осознание идей Л.Н.Толстого позволит сформировать личность учителя новой школы. Т.Н.1АЙДШ0ВА Тульский пединститут ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО О СВОБОДНО .У ВОСПИТАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТДОРИИ Е ' Суть педагогической концепции Л.Н.Толстого заключена в идее создания в школе реальных условий для свободного воспитания и обучения детей. Свсоола воспитания, по Толстому, означает оп ределенную форму аобувдшщего воздействия на ребенка, при кото ром он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, но вместе с тем находясь постоянно в сфере его ин теллектуального и нравственного влияния, наиболее полно может проявить активность и самостоягельность во всех областях своей деятельности. В основу процесса воспитания должно быть положено стимули рование нравственно-ценных интересов и потребностей ребенка, раз витие, а не подавление его интеллектуальных и моральных сил.Вос питание и обучение должны выявить все лучшее, что дано ребенку изначально. Именно в этом видеа Толстой гуманистический смысл свободного воспитания. По мысли Толстого, самый трудный, но наиболее верный путь для воспитателя - побудить ребенке к самовосшИанию, самосовер шенствовании. С позиций современных исследований воспитание, являясь со ставной частью социализации многофакторного развития личности под влиянием стихийно действующих разнообразных социальных фак торов призвано упорядочить эти воздействия. Человек в процессе социализации выступает самореализующимся субъектом, обладающим своими мотивами, потребностями.Отоеда сущностью воспитания яв ляется создание условий для самораввития личности. Саморвэвива- вщаяся личность - это цель и желаемый результат воспитания, #т0 и процесс воспитания. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребе нок входит в бесчисленное множество отношений. Каждое иа 8*их отношений неизменно развивается и усложняется, создавая в каж дый конкретный момент определенные изменения в личности ребенка. При таком подходе ребенок -«активно действующий субъект соОс»- венйого воспитания и развития. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=