ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

презрительно взглянув на меня, сказав только: "Эх.Даша!" /Д /. В вокатавиых предложениях Е ел ика роль интонации, которая в со­ четании с именем передает основной смысл высказывания. Змсцйь- яальная окраска вокатйвных предложений различна по качеству и силе. Оки сопровождаются различными чувствами: просьбы, мольбы, упрека, сожаления, осу.адения, пренебрежения, презрения, гнева, ирония, насмешки, испуга, ужаса, . растерянности, недоумения, ра- дооти. Вокахивные предложения порозедавтся не только отдельными вы­ сказывания?® или действиями, ко и всей ситуацией, в которой про­ текает речь. JI.Толстой, описывая ситуацию, в которой было произ­ несено вокатиБНое предложение, характеризует интонацию к эмоцио­ нальное соргояние говорящего, манеру говорить. Поражает синони­ мическое богатство глаголов речи и восприятия, при помощи которых писатель передает разнообразие интонаций. Это глаголы говорить . сказать, пкптать. повторять, прибавить. кгичать. плакать■ взывать, умолять. взвизгнут,, послышаться. Самые продуктивные щеаъ глаголы совершенного вида сказать /30^ / н говорить Д5%/. Эмоционально окрашены глаголы плакать. взывать. у'юлШ ; ^закзгвдд. . Психологическое состояние говорящего передают глаголы подско­ чить. обнять. пон&яовать'-. понять, почувствовать. пожалеть. Еакооть характеристики достигается J1. Т о л с т ы м формами деепри­ частий. Половина конструкций, содержащих авторскую характеристи­ ку вокатйвных преддошний, имеет.в своем составе деепричастия не­ совершенного вида, причем в Ъ0% этих структур встречается по два, а иногда по три деепричастия. Деепричастия характеризуют ситуацию, в которой-протекает речь /двигаясь; вставая, вскакивая, бросаясь, подходя, останавливаясь, глядя, оглвдыиаась, не спуская глаз, гре­ мя/, психологическое состояние героя /чувствуя, указывая,, не зная, обгн;/ан, нодул’, покачивая головой, стараясь спасти/. 8£ьаьо! 3..опеки ! " - закричал ПётрицкиЙ, вскакивая и гремя стулом. - "Сам хозяин!" /АК/. Деепричастия передают тема речи /не переставая; не замолкая, задыхаясь/, тон /иодашая тон, напрягая силы любви, как бы спра­ шивая/, акоциональность /улыбаясь/.' л .Толстой обосновывает поступки своих героев, указывает на цель их действия, Причинное обоснование передается Л .Толстым др.,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=