ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

* голубушка": 'Барыня, голубушка. - заговориланяня, подходяк Анаеицелуяе рукияплечи”/АК/, Частоприложениенесетосновнуюсмысловуюиэмоциональную нагрузку: "Hj вн. лисицы! - смеялсядругойнаизгибащихсяопол­ ченцев,'входившихнабатареюзараленнми" /ВМ/. Оценочный момент настолько велик в данных предложениях, что оценочные слова иногда являются единственным обозначением лица: "Мамушка! - проговорил старик, делая вид, что хочет схватить ее1’ /К /; "Братец! - проговорила она, порывисто пришлая его к себе" /К/* "МиленькяЗ! братец. - проговорилаона, заливаясьсвоимтонек* йим, отчетливымсмехом" Д/. Оценкаусиливаетсяповторомвокативногопредложения: . "Д руг мой!" - повторилаграфиняЛидияИвановна, неспус­ каяснегоглаз, ивдругбровиееПоднялисьвнутреннимисто­ ронами, образуятреугольникналбу, некрасивоежелтоелицое сталоещенекрасивее; ноАлексейАлександровичпочувствовал, чтоонажалеетегоиготоваплакать, "Д руг мой !" - сказала онапрерывающимсяголосом. "Дотамой!”- повторилаЛидияИва­ новна/АК/. Оценка, передаваемая, вокативнымипредложениями, восновномчув­ ственная, непосредственная. Внепосредственностизаключенаогром­ наявыразительнаясилавокативныхпредложений. 705 вокативных предложенийуД.Толстоговосклицательные, средиповествовательных предложенийвосклицательныхполовина. 50$ йокативннхпредложений содержитмеждометия, обозначениячувствований, 60$ междометий-эмо­ циональные. Различныеоттенкиизумления, удивленияотвосторженно­ годоболезненногопередаютмеждометияНУ, АХ: -Ну. грайинечка. чистоеделомаш! - радостносмеясь,ска­ залдядюшка, окончившмеку. -*Ай даплемян‘нйЦ£ 1 ! /ВМ/ ВдругСоняотстранилатозеркало, котороеонадержала, и закрылаглазарукой. -Ах. Наташа! - сказалаона/ВМ/. КнязьАндрейлежалвысоконатрехподушках, Бледноелицо егобылопокойно, глазазакрыты, явиднобыло, какровноон дышал. -Ах, Наташа! - вдругпочтивоскликнула Соня, хватаясь за руку своейкузины и отступаякдвери /ВМ/. Меадомвтив"ах" можетбытьвыражениемнетольконеожиданности, но исожаления, горя, печали, страданий, отчаяния: т

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=