ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

сотнимиллионовлюдейлишенытоголучшегоблага, безкоторого жизньнеимеетсмысла? "Церковь? Церковь!”- повторилЛевин, ие^слэгнадругую сторонуи, облокотившисьнаруку, сталглядетьвдаль, насхо­ дившеестойстороныкреке стадо. "Номогулияверить вовсе, чтоисповедует церковь?” -ду­ малон, испытываясебя ипридумываявсето,чтомоглоразрушить еготеперешнееспокойствие. Оннарочносталвспоминатьтеуче­ нияцеркви, которыеболеевсеговсегдаказалисьемустранными исоблазнялиего. Творение? Аячемжеобъяснялсуществование? Существованием? Ничем? - дьяволигрех? *> Ачемяобъясню вло?,.. Искупитель? ..У .. - Нояничего, ничегонезнаюинемогузнать, кактолько то, чтомнесказановместесовсеми" /АннаКаренина/. Вданнойконструкциисименительнымтемымысльдаетсядву­ мятолчками, вдваприема, темаспециальновычленяется, чтобы облегчитьсоединениееесновым, сядромвысказывания, сремой. Вовнутреннейречимысльопираетсянасловесныйкод, отталкива­ етсяотнего. ' Дискретныйхарактерконструкцииявляетсяотражениемрас­ члененностисамоймысливовнутреннейречи, котораяобъясняет­ сяеебыстротойистремлениемкудобству! "Да, похоть, да, с неюборолсясвятойАнтонийидругие, новеса. Ониимелиее, а уменявотминуты, часы, дни, ког^ае нет. Зачемвесьмир, вся Прелестьее, еслионгреховенинадоотречьсяотнего? Зачемты сделалэтотсоблазн? Соблазн? Нонесоблазнлито, чтояхочу уйтиотрадостеймираичто-то готовлютам, гденетничего,мо-* жетбыть, - сказалонсебеиужаснулся, омерзилсянасамогосе­ бя. - Гадина! Гадина! лочешьбытьсвятым", - началонбранить себя" /ОтецСергий/. ОсновнымдляТолстогоостаетсявопросотом, "... чтохо­ рошо,Лчтодурно". Ирешитьэтотвопросгеройстарается, ото­ двинувкрасивуюформуусловностейиустановленнойморали, сры­ валпокровыханжестваялицемерия. Этимобусловленстрогийтон Судьи, тондопросаиобвиненияj характерныйдлямногихвнут­ реннихмонологовТолстого. Внутренниймонологслужитдляобъяснениясубъективного мирагероя, длявоспроизведения"неожиданных, необычных,повы- 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=