ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
сотнимиллионовлюдейлишенытоголучшегоблага, безкоторого жизньнеимеетсмысла? "Церковь? Церковь!”- повторилЛевин, ие^слэгнадругую сторонуи, облокотившисьнаруку, сталглядетьвдаль, насхо дившеестойстороныкреке стадо. "Номогулияверить вовсе, чтоисповедует церковь?” -ду малон, испытываясебя ипридумываявсето,чтомоглоразрушить еготеперешнееспокойствие. Оннарочносталвспоминатьтеуче нияцеркви, которыеболеевсеговсегдаказалисьемустранными исоблазнялиего. Творение? Аячемжеобъяснялсуществование? Существованием? Ничем? - дьяволигрех? *> Ачемяобъясню вло?,.. Искупитель? ..У .. - Нояничего, ничегонезнаюинемогузнать, кактолько то, чтомнесказановместесовсеми" /АннаКаренина/. Вданнойконструкциисименительнымтемымысльдаетсядву мятолчками, вдваприема, темаспециальновычленяется, чтобы облегчитьсоединениееесновым, сядромвысказывания, сремой. Вовнутреннейречимысльопираетсянасловесныйкод, отталкива етсяотнего. ' Дискретныйхарактерконструкцииявляетсяотражениемрас члененностисамоймысливовнутреннейречи, котораяобъясняет сяеебыстротойистремлениемкудобству! "Да, похоть, да, с неюборолсясвятойАнтонийидругие, новеса. Ониимелиее, а уменявотминуты, часы, дни, ког^ае нет. Зачемвесьмир, вся Прелестьее, еслионгреховенинадоотречьсяотнего? Зачемты сделалэтотсоблазн? Соблазн? Нонесоблазнлито, чтояхочу уйтиотрадостеймираичто-то готовлютам, гденетничего,мо-* жетбыть, - сказалонсебеиужаснулся, омерзилсянасамогосе бя. - Гадина! Гадина! лочешьбытьсвятым", - началонбранить себя" /ОтецСергий/. ОсновнымдляТолстогоостаетсявопросотом, "... чтохо рошо,Лчтодурно". Ирешитьэтотвопросгеройстарается, ото двинувкрасивуюформуусловностейиустановленнойморали, сры валпокровыханжестваялицемерия. Этимобусловленстрогийтон Судьи, тондопросаиобвиненияj характерныйдлямногихвнут реннихмонологовТолстого. Внутренниймонологслужитдляобъяснениясубъективного мирагероя, длявоспроизведения"неожиданных, необычных,повы- 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=