ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

и -.- Ядумаю, однако, чтотеперь, когдаонпредписываетааконы АвстрииизЬенбрунна, надоегоизбавитьот и ." /Воинаимир/. Оченьвыразителенповторнафонеструктурногопараллелиз- ма: "^обовь? Чтотакоелюбовь? - думалон. - Любовьмешаетсмер­ ти. Любовьестьжизнь. Все, все, чтояпонимаю, японимаютоль­ копотому, чтолюблю. Всесвязаноодноюею. Любовьестьбог, и умереть- значитпне, частицелюбви, вернутьсякобщемуивеч­ номуисточнику" /тамже/. Именительныйтемыупотребляетсявосновном/70%/ дляназы­ ванияданногореальногопредмета/реальнаясуппозиция/. Это толстовскиегерои/Анна, Кити, Сережа, Наташа, Соня, Пьер, Бона­ парт, Моро/ иихближайшееокружение/отец, мать, жена, дети, прислуга, гувернантка, смотритель, монах, нищая; бульвар, лоша­ ди, коляска, клуб, больница/. Именительныйтемыслужитдлявыраженияиотвлеченногопо­ нятия/формальнаясуппозиция/. Объектомразмышленийгероевяв­ ляютсятакиефилософскиепонятия, каклюбовь, счастье, весна, свобода, равенство, развитие, борьба* единство, вера, творение, искупитель, церковь, смерть, мученье, дьявол, грех, соблазн, различныепороки; похоть, праздность, леность, горячность, зло­ ба, тщеславие, честолюбие, объедение. Именительныйтемыпривлекаетвниманиекпредметамипоня­ тиямили, чтооченьредкоуТолстого, ксамимсловам/предмет­ ныйисловесныйименительныйтемы/; "Любовь? Любовьестьисклю­ чительноепредпочтениеодногоилиоднойпередвсемиостальны­ ми" /Крейцеровасоната/; "Любовь.. повторилаонамедленно, внутреннимголосом, ивдруг, втожевремя., каконаотцепила кружево, прибавила:-Яоттогоинелюблюэтогослова, чтооно дляменяслишкоммногозначит, большегораздо,‘чёмвыможете понять" /АннаКаренина/. Сегментацияввысшейстепениэкспрессивныйприем, но употреблениеименительногоТемыуТолстогонеспециально, не служитцелисозданияторжественной, риторическойокраски, а объясняетсязакономерностямивнутреннейидиалогическойвоп­ росно-ответнойречи. Имонительныйтемыиграет’ррльсвоеобраз­ нойопоры, подготавливаетматериалдляпредстоящегосообще­ ния. Вовнутреннейречиименительныйтемывыделяет^ основу 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=