ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

Рассмотренныевидывставныхконструкцийислучаиихприме­ ненияизвестныивпроизведенияхмногихрусскихписателей, но у.блькоуТолстогоониполучилимаксимальнеер-'-г'постранение, особеннозасчетпреобразованиявовставныесловипредложе­ ний» грамматическисвязанныхсконтекстом. ТворчествоТолстого отличаетсяцеленаправленностьювпримененииэтогосредствавыра­ зительностидляглубокогораскрытияпсихологическогоразнообра- 8 йя исложностидушевного,мирагероев. Списокиспользованнойлитературы } I. Грамматикарусскогоязыка. М.:йзд-во АНСССР,195ч, й. ГвоздевА,Н. Современныйрусскийязык, М., 1946,- 3. Здесьидалее.примерыдаютсяпоизданию: ТолстейЛ.Н. Собр..соч.: В14гт. М., I95I-I953. А.М. Стрельская Елецкийпединститут ^РЕШИТЕЛЬНЫЙТЕМЫВЯЗЫКЕЛ.Н.ТОЛСТОГО ® ' Именительныйтемн'- яркаяэкспрессивнаясинтаксическая конструкция, котораяимеетсамостоятельнуюинтонациииназыва­ етпредметпоследующейречиилимыслисцельюеговыделения, .подчеркивания, привлечениякнемувнимания. К. Стилистическаяокрашенностьименительноготемы- впереда­ черазличныхэмоций, оттенковмыслей, вбогатствеинтонаций. К;; ПоловинаименительныхтемыуТолстого- этовопрос, про­ блема, ждущаясвоегодальнейшегоразрешения: ’Она? Дактоона? Окатайна, какбыла, такиесть" /Крейцеровасоната/. Междометияичастицыусиливаютвопросительнуюинтонацию: "Нуа этотмонах?,Неужелионэтогонепонимает?/.’/Отец Сергий/ Сложнейшуюгаммучувств: восторг, воодушевление, укориз­ ну, удивление, сожаление, ирониюит.д. - подчеркиваетвоскли­ цательныйзнак: "Счастливая, счастливая; невозвратимаяпора детства! Какнел»бить, нелелеятьвоспоминанийоней?" /Дет­ ство/; "Весна, илюбовь, исчастье! - какбудтоговорилэтот дуб. - И.какненадоествамвсеодйнитотже. глупыйибес­ смысленныйобман. Всеодноитоже, ивсеобман! Нетнивесны, ййсолица, нисчастья" /Войнаимир/. Стольжераспространеннаконстатирующаяповествовательная 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=