ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

КутузовнаноситметкийударБенигсену, напоминаяемуоегопро­ махах. "Передвижениявойсквблизкомрасстоянииотнеприятеля всегдабываютопасны, ивоеннаяисторияподтверждаетэтосооб­ ражение, Так, например.. /Кутузовкакбудтозьумался, приис­ киваяпримерисветльм, наивнымвзглядомглядянаБенигсена/. ДавотхотьбыФридландскоесражение..." Иногдаавторприбегаеткэмоциональноокраиеинццвставным единицам, носящимэкспрессивныйхарактер: " - Всеэтопрекрас­ но,,новсемудолженбытьконец", - сказалсеберазутройкнязь Василийсовздохомгрусти, сознавая, чтоПьер,столькимобязан­ ныйему/Ну, даХристоссним1/, несовсемхорошопоступаетв этомделе. "Молодость. ,, легкомыслие.. /Ну, дабогсним/, - подумалкнязьВасилий, судовольствие»чувствуяйво» добро­ ту"... Встречаютсявставныепредложения, которыевключаютвсебя вопрос/чащериторический/, вытекающийизглавнойчасти. Изре­ чиАндрея'Болконского:"Й «яп дляславы. /Ведьчтожеслава? Та желюбовькдругим, желаниесделатьдлянихчто-нибудь, желание ихпохвалы/". МыслиидумыНаполеонапослеразгромаегоармии: "Он в '■туминутунехотелдлясебянйМосквы, нипобеды, ни славы. /Какойнужнобылоещеславы?/. Одно, чегоонжелалте­ перь, - отдыха, спокойствияисвободы". Здесьнетолькопере­ даютсяконтрастныевзглядыдвух главныхгероевромана, ноя противоположноеотношениекнимсамогоавтора: кпервомуиз них- любовно-доверительноеотношениеинепримиримо-отрицатель­ ное- ковторому, отиэмоциональноокрашенныеконструкция, но­ сящие экспрессивныйхарактеривключающиевсебявопрос, каки всепрочие, создаютколоритразговорнойречи, естественность, непринужденность, служат»дляболееглубокогоиобъективноговы* раженияобщественнойпозицииписателя, егосимпатийиантипа­ тий, дляформированиясмысловойиэмоционально-оценочноймно­ гоплановости. Вставныеконструкции, многочисленныеимногообразные,при­ меняютсявроманеечрезвычайноразнообразнымитворческимиза­ мыслами, кополнаяклассификацияихврядлиосуществима» Мы ограничилисьрассмотрениемтолькотехвыразительныхсинтакся- ческихсредств, которыеиспользованыписателемдлясоздания художественногообраза* 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=