ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
КутузовнаноситметкийударБенигсену, напоминаяемуоегопро махах. "Передвижениявойсквблизкомрасстоянииотнеприятеля всегдабываютопасны, ивоеннаяисторияподтверждаетэтосооб ражение, Так, например.. /Кутузовкакбудтозьумался, приис киваяпримерисветльм, наивнымвзглядомглядянаБенигсена/. ДавотхотьбыФридландскоесражение..." Иногдаавторприбегаеткэмоциональноокраиеинццвставным единицам, носящимэкспрессивныйхарактер: " - Всеэтопрекрас но,,новсемудолженбытьконец", - сказалсеберазутройкнязь Василийсовздохомгрусти, сознавая, чтоПьер,столькимобязан ныйему/Ну, даХристоссним1/, несовсемхорошопоступаетв этомделе. "Молодость. ,, легкомыслие.. /Ну, дабогсним/, - подумалкнязьВасилий, судовольствие»чувствуяйво» добро ту"... Встречаютсявставныепредложения, которыевключаютвсебя вопрос/чащериторический/, вытекающийизглавнойчасти. Изре чиАндрея'Болконского:"Й «яп дляславы. /Ведьчтожеслава? Та желюбовькдругим, желаниесделатьдлянихчто-нибудь, желание ихпохвалы/". МыслиидумыНаполеонапослеразгромаегоармии: "Он в '■туминутунехотелдлясебянйМосквы, нипобеды, ни славы. /Какойнужнобылоещеславы?/. Одно, чегоонжелалте перь, - отдыха, спокойствияисвободы". Здесьнетолькопере даютсяконтрастныевзглядыдвух главныхгероевромана, ноя противоположноеотношениекнимсамогоавтора: кпервомуиз них- любовно-доверительноеотношениеинепримиримо-отрицатель ное- ковторому, отиэмоциональноокрашенныеконструкция, но сящие экспрессивныйхарактеривключающиевсебявопрос, каки всепрочие, создаютколоритразговорнойречи, естественность, непринужденность, служат»дляболееглубокогоиобъективноговы* раженияобщественнойпозицииписателя, егосимпатийиантипа тий, дляформированиясмысловойиэмоционально-оценочноймно гоплановости. Вставныеконструкции, многочисленныеимногообразные,при меняютсявроманеечрезвычайноразнообразнымитворческимиза мыслами, кополнаяклассификацияихврядлиосуществима» Мы ограничилисьрассмотрениемтолькотехвыразительныхсинтакся- ческихсредств, которыеиспользованыписателемдлясоздания художественногообраза* 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=