ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

довойлошади". Онихарактеризуютлицовотношенииродства, воз- «рста. профессии, соц. положения, национальнойпринадлежностии т.д. "Такизнал, - заговорилдядюшка/это былдальнийродст­ венник., небогатыйсоседРостовых/, - такизнал, чтоневытер­ пишь, ахорошо, чтоедешь"; "... офицернакиргизскойлошади /офицерэтотисполнялдолжностьадъютанта/ ехалотыскиватьДоло- хова. "Женщина эта/экономкадядюшки/ ступалачрезвычайно легко"; "ОдинплешивыйгенералсГеоргиемнашеестоялпрямоза спинойсвященникаи, некрестясь/очевиднонемец/, терпеливо дожидалсяконцамолебна..'.". ;:Т Особенноинтересны'втворчествевеликогописателя-психоло- га случаииспользованиярассматриваемойсинтаксическойкатего­ рии в устнойречиперсонажейивавторскойречи. Вречиперсо­ нажей, крометого, онииспользуются как характерологические средства. ЧерезэтуречьТолстойраскрываетдушевныймирсвоих героев, Мо^ноотметитьнесколькотипичныхслучаевиспользования вставных .единицдляпоказаразныхпсихическихсостоянийдейству­ ющихлиц; - состояниебеспокойстваивзволнованности: " - Теперь очень переменился/старик/ - сказалаАннаМихайловна. - Такя хотела сказать, - продолжалаона, - поweнепрямойнаследник всегоименьякнязьВасилий, ноПьераотецоченьлюбил, занимал­ сяеговоспитанием,vтакчтониктонезнает, ежелионумрет/он так плох, чтоэтогождуткаждуюминуту/, комудостанетсяэто Огромноесостояние, ПьеруиликнязюВасилию"; "Он /Кутузов/ придумывал всякогородадвиженияНаполеоновской.армии.. - к Петербургу, нанегоивобходего, придумывал/чегоонбольше всего боялся/ и ту случайность, чтоНаполеонбудетбороться против негоего же оружием, чтооностанется в Москве, выжидая ею " | "ЧТо-то ова/Наташа/ задумывала, что-тоонарешала я уже решила в своем уме теперь- этозналаграфиня, ночтоэтотакоебыло, ова не знала, иэто-тострашилоимучилоее^ - противоречивостимышления! "Он /Пьер/ зналэтовэтуми­ нуту Такжеверно, какбыонзналэто, стояподвенцомснею. Какэтобудет? икогда? оннезнал; незналдаже, хорошоли зто будет/екудажечувствовалось, чтоэтонехорошопочему-то/, «о онзнал, чтоэтобудет"; 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=