ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

енческихединицестьразныеточкизрения, Вакадемической "Грамматикерусскогоязыка”1 ВСеонирассматриваютсякак вставные, втовремякакпрофессорА.Н.Гвоздев всвоемучебни­ кевразделеовставныхпредложениях, считает, чтотеизних, которыесвязываютсясконтекстомподчинительнымисоюзами,лишь "сближаютсясвставнымипредложениями", оставаясьвсежепред­ ложениямипридаточными2 . Значениедополнительногозамечания, характерноедлявсехрассматриваемыхсинтаксическихединиц, /членовпредложенияисочиненныхилиподчиненныхпредложений/ яобъединяющееихссобственновставнымиконструкциями, до­ зволяетсчитатьпервуюточкузрениявсежеболееоправданной, Нельзянеучитыватьипунктуационнойстороныдела- последо­ вательногоупотребленияприэтихвыраженияхскобок, режетире сзапятой, используемыхобычнодлявыражениявставныхконст­ рукций. Большаяблизостьтакихединицквставнымотчетливоощуща­ етсяуТолстогонафонеегообщейсклонностиквставнымконст­ рукциям» Онсвободнопреобразуетвовставные, заключаявскоб­ ки, различныечлены,предложения, связанныесконтекстомвсеми известнымивидам синтаксическойсвязи, Так, унегонередкислучаивстайногоиспользованияэле­ ментов, связанныхсочинительнойсвязью. Например: "Он чувст- ’вовал, чтооТодйогословаэтогочеловеказависелото, чтобы веягромадаэта/и он, связанныйсней- ничтожнаяпесчинка/ пошлабывогоньивводу, напреступление, насмертьилина . :величайшеегеройство’1®, НочащевсегоуЛ.Н.Толстоговставочныйхарактерприобре- ,таютсинтаксическиеединицы, связываемыеразнымивидамипод­ чинительнойсвязи. Встречаютсяунего"вставныечленыпредло­ жения", аименно, разногородаобстоятельства:"Потом,когда димзастлалвсеполе, вэтойдымудвинулись/со стороныфран­ цузов/ справадведивизииДоссеиКомпана-нафлеши.. £Л- саделения: "Слово этоозначаетженщинучрезмернощекотливую всвоихпонятияхочести /женской/ - недотрогу". Гораздоре­ жевстречаетсяуТолстого"вставное" дополнение: "Видишь, держит/голову, разумелаНаташа/. Ну, каконменянапугал!". Подлежащееисказуемое,как организующиецентрыпредложения, подобнымобразомупотребляютсялишьтогда, когдаимеютвто- БЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=