ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

Даннаязарисовкаразмышлений Нехлюдова является мотивиро­ ваннымдополнениемкживописномуполотну дьорянско-буржуазного общества. Онасводитвединоецелоестрихи-зарисовки уродливо- комичныхявлений в единуюкартинусоциально-пс. ..ологической са­ тирына весь двсрянско-буржуазный класс со всеми его сословиями X X X I. Реалистическаясоциально-психологическаясатирароы раскрываетсяспозицийпатриархальногокрестьянства. Как худож­ никипублицист, 1'олстойобнажалиразвенчивалвсето, чтоизну­ ряло, мучилоиразорялокрестьян, ' £. Формыпроявлениясатирывроманемногообразны, .Сатири­ ческоесодержаниевыражаетсяввыполненныхнавысоком.художе­ ственнойуровнерепликах, полуфразах, фразахперсонажей; в мо­ нолога* идиалогах; авторскихповествовательныхпредложениях; вобличительныхкартинахэпизодов, ситуаций, обстоятельств; в обобщенныхописанияхявлений, процессов, размышлений; в оценках героевиавтора, всатирическиочерченныхобразах, символизиру­ ющихнегативныепризнакисамодержавнойдействительности. S. Г. созданиисатирическогоизображения используются сти­ левыеприемыантитезы, противопоставления, контраста, повтора, градации, сравнения, атакжеспособыформирования подтекстов с гневнымвозмущениемилисарказмом, тонкой, легкой, горькой, едкойирониейит.п. Онипридаютсатиреэкспрессивность, публи* цисткчоскуюзаостренность, взволнованность. 4. 3 сатирическомповествованиизначительное место зани маютглаголь;, их формы и производные/причастия, деепричастия» отглагольныесуществительные к 'т.п./. Оки выполняют не только идейно-эстетическуюисатирическую функции, но в определенных фрагментахиграют основную композицйонно-организуюиую роль. Вовлекая глагольные речевые средства в сферу общественно­ публицистических понятий, используя их посредством отмеченных выше стилевых приемов, а также включая их в синтагматические и парадигматические отношения и своеобразные грамматические связи, Толстой оригинально усложнял смысловой объем слов и видоизменял соотношение ведущих и второстепенных значений лек­ сем. Грамматические формы и категории не только привлекают внимание к лексическому содержанию глаголов, заставляя "вник­ нуть " в их семантику, настраивают на образное восприятие, но 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=