ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
Г.А. Силаева Пензенский пединститут СШЗ ПЕРСОНАМИЕГОЙИЯУЛ.Н. ТОЛСТОГО ДлятворчестваЛ.Н, Толстоговообщеидляромана"Войнаи мир" вчастностинехарактерноиспользованиепрямохарактеризу ющихименований/какидлятворчестванекоторыхдругихписате- лей-реалистов! А.С. Пушкина, М.В. Лермонтова, И.А. Гончарова, А.П. Чехова-драматурга, Ы. Горького/. Особенноститворческого методаписателя, жанрромана, стремлениебитьдомельчайших подробностейверным"живойжизни" позволяливесьмаограниченно вводитьвповествованиетрадиционныедляпредшествующейлите ратурыпрямохарактеризующиеимена. УЛ.Толстого отиименане поражаютсвоейнеобычностью; напротив, ониорганическивходят вантропонимическуюсистемуроманаблагодарясвоейсоциальной значимости*. Такиеимена, какЭлен/Елена/, ЛнолиАлия/2 , атакжерас сматриваемыевнастоящейстатьеименаСоня, Платон/Каратаев/, нетеряясвоейкосвеннохарактеризующейсути/все-венскиеиме насоциальнозначимы/, приисключительнотонкойстилистической подачеписателяобретаютспособностькакбысливатьсясперсо нажем, передаватьегопсихологическуюсущность, т.е. становить сямотивированными, единственнооправданными, или, еслиисполь- •оватьтерминлитературнойономастики, прямоговорящими. Доантропонимическоезначениелексическойосновыимени племянницыРостовых Сокя /Со$вя- сгреч. "мудрость"/ во- схреаюетсявконтекстевсегоромана. Соняживетумом, анеду ше», несердцем. № протяжениявсегороманаонанесовершает •■какой©вабкя, напротив, всепоступкиееблагоразумны. Тол стойнеоднократноподчеркиваетато( "Ах, Натана! - сказалаСо- М ,„ « я полюбилараетвоегоtfpata, я,что бынислучилосьс tom, соивой, « «когда неперестанулюбитьего- вовся там." /4, 817/8{ "Соей? - иодуюшаона/Яатава- Г «С./, гля дяяаепякую, сверяуввувсвке®вчкусееогромнойкосо!. - Нет, куцаей! Окадобродетельная. О т шгабилаеьвНякояенькуй белья® ничегозватьнехочет" / 8 , 216/1 "Соня.проияавбуфет срюмкойчерез*алу. Наташаазгляяулананее, нащельвбуфет нойдвери, аейпоказалось, чтоонавспоминаетто, чтоизбу фетнойдверивиельпадалгретичтоСоняпрошласркшкой. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=