ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

ВроманахЛ.Н.ТолстойтакжепользуетсяНкСприизобдаже- ни различныхэмоциональныхсостоянийгероев. Следуетотметить, чтовповестях"Детстно. Отрочество, юность" худо:.естаениозначимыНаСсаф,иксем Ониис­ пользуютсяидляпередачирасплывчатыхмечтанийюноши, идля изображенияегозастенчивости, идляпоказаегонастроений: "дляприготовленияклекциямябудуходитьпешкомнаВоробьевы горы; выберусебеместечкоподдеревомибудучитатьлекции; иногдавозьмуссобойчто-нио'удьперекусить: сыру, илипирожок отПедотти, иличто-нибудь. Отдохнуипотомстанучитатьканую- ^ибудьхорошуюкнигу, ьглибудурисоватьвиды, илиигратьна раком-нибудьинструменте /непременнонаучусьигратьнафлейте/. ПотомОНАтожебудетходитьгулятьнаВоробьевыгорыикогда- нибудьподойдеткомнеиспросит,-ктоятакой. Япосмотрюна не этакпечальнои скалу, чтоясынсвященникаодногоичтоя счастливтолькоздесь, когдаодин, совершенноодин-одинешенек. Онаподастмнеруку, скажетчто-нибудьисядетподлеменя" /Юность/; "... ноярешил, чтолучшесидетьвэтомглупомпо­ ложении, чемрисковатькак-нибудьнелеповстатьit выйти. Такя сиделдовольнодолго, ожидая, чтокакой-нибудьнепредвиденный случайвыведетменяиз этогоположения" /тамже/; "... яста­ ралсяобвинитького-нибудьвсвоемнесчастии, думал, чтокто- нибудьвсеэтосделалнарочно" /тамже/. Материалрассмотренныхтекстовпоказал, чтопринципыис­ пользованияКМСЛ.Н.Толстымформируютсяужевэтовремяив дальнейшем, вроманах, происходиттолькосовершенствованиеи углублениеихприменения. HiiC служатпластичностиизображения, созданиюповествованияспозициинаблюдателя, субъективации повествования, раскрытиюдушевныхсостояний, психикиперсона­ жей, диалектикиихдуш». СпецификаупотребленияНМСвразных произведенияхопределяетсяпреждевсегоихтемойихарактером повествования. Списокиспользованнойлитературы 1. ГоринаО.В. Функциинеопределенно-местоименныхело* * романахЛ.Н.Толетого /ИзучениеязыкапроизведенийЛ.Н.Тол- etoro. Тула, 1687. С. 17-23. 2. КацнельсоиД.С. Содержаниеслова, значениеиобозна­ чение. м.! Наука, 1865. С. 4-7. * 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=