ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

коснулсякэтому будничному мужеству: "Вы подходитекранено- цу, который, вкровиигрязи, имееткакой-тостранный, нечело­ веческийвид... новтовремя, какемуприносятносилкиион самназдоровыйбокложитсянаних, вызамечаете, чтовыражение этосменяетсявыражениемкакой-товосторженностиивысокой, не­ высказанноймысли" /Севастопольвдекабремесяце/; "Не может быть, чтобыпримысли, что1ивывСевастополе, непрониклов душу вашучувствакакого-томужестла, гордости..." /тамже/. ДляпоказавнутреннегосостояниячеловекаЛ.Н.Толстой применяетособыеоборотысвключенномHi»C, вкоторыхвнутрен­ неепроявляетсячерезвнешниепроявления, физическиеощущения илидействиенесущостзуюздсвнешнихсил: "хотелчто-тосказать? "началчто-тоговорить", "что-тодавило", "какой-тоголосго­ ворив, "что-то говорило". "Он /Оленин/ началбылоговорить что-то, ноостановился, вздернулплечамии, вскинувружье,ско­ рымишагамиповелизсаду" /Кьзаки/j "Старушкахотелачто-то сказать, новдругостановиласьи, махнуврукой, вь:шлаизкомна­ ты" /Детство/; "... яжезахлебывалсяотслез, ичто-тотакда­ виломне в горле, чтоябоялсязадохнуться" /танже/; "Что-то какбыоторвалосьвсердцеОленина" /Казаки/; "Но какой-того­ лосговорилему, чтобонподождалинарешался" /тамже/; и йойдолгоставатьсясротой, анеуходитьвперед, темболее чтоиротаскоровыйдетиз-подогня", - . . . жепнулемукакой-то голос" /Севастопольвмаемесяце/..Подобныеоборотывстречают­ сявроманах. СучастиемНМСстроятсяцелыесцены, передающиеособые coi- стоянияперсонажей. Вповести"Юность" этосценаопьяненияНи- коленьки: "... ногишлиирукибыливестественномположении толькотогда, когдаяобнихпристальнодумал. Впротивномслу­ чаеногизабиралипосторонам, арукивыделываликакие_-т_оже­ сты. Яустремилнаэтичленывсевнимание* велелрукампод­ няться, застегнутьсюртукипригладитьволосы/причемони как-тоужасновысокоподбросилилокти/, ногамвелелидтив дверь, чтоониисполнили, ноступал* как-тооченьтвердоили слишком'нежно, особеннолеваяногавсестановиласьнацыпочку. Какой-тфголоспрокричалмне: "Кудатыидешь?". В"Севастопольскихрассказах" этосцена, передавшаяпо­ следниеощуценияубитогоЧеловека, всценапервогобояюнкера

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=