ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

с л о в о ф о р м ы рваныхчастейречи/прелесть- прелестный/. Важнуюрольвусилении экспрессивностиЬЛЕвсоставеФЕ игра*1 макроконтекстысповторяющимися. /обычно наре- „ я м и / . сравните: ^ ..Jjtpg^plneg.T],! дапроснисьже, Соня,- снаэалаонапочтисослеэЗиивголосе. - Ведьэтакойпрелест­ нойночиникогдй. никогд! небыв1ло"; Ведьпр&вда, чтоэто птлйчно. отлЙчноиблагорбдно! д|? Йченьблагородно? д2? - спрашивалаНаташа. Нарядусконтрастнымпостроениемфразысравнительныеобо­ ротысоздаютиакроконтекст, передающийэмоциональноесос<ояние говорящегоиформирующийэкспрессивноеэначениеФЕ. Сравните: » Нет, тыдосмотри, 4 Tg эалуна1,лА%. какаяп^Йлесть! Ты подбсюда. Лушенька, голубувка, подисюда. Ну, видишь? Такбы вотс£лакакорточки, вотт!к, подхватилабысебягподколонки _ т^кв.какиоаиот.^;е, натужитьсянадо, - иполеталабы. Вот т!к|" Нетолькосравнительныеконструкции, ноисравнительные придаточныепредложенияопределяютнастроениегероев■ихот­ ношениекжизненнымценностям. Сравните: "к!к xopoiath Право, отлично, - сказалНиколайснекоторымневольнымпренебрегш­ ем, какбудтоемусовестноб^ло пиизнатьсявтоц. чтоему оченьприятныэтизвуки. - Какотлично? - супрекомсказала Наташа, чувствуят§н, которымсказалэтобрйт. - Неотлично, а^этопрелестьчтотакВе^"; "Ейта» же, какгоибкЙ. м!дина- мвк» дядмки казалисьдучдимивмире, так„и этапесняказа­ ласьейвэтуминутуверхоммузыкальнойпрелести". Такимобразом, контрасты, сравнения, однокоренныеслово­ формывнакроконтекстесоздаютусловияреализациизначения окказиональнойФЕ. Ыикроконтексты, ближайшееокружениеФБ.без которогоединицанеможетсуществовать, передаютэмоциональ­ ноесостояниеговорящегоитемсааьшформируютэкспрессивное значениеокказиональнойФЕ. Такимнеобходимымокружениемдля ФЗструктуры/Е/ и/3/ являетсясуществительное, обозначающее лицо/имясобственное/ сословом-интенсификатором- местоиме­ ниямиэтйт. эта. Проведенныйанализпоказывает, чтозначениеданнойокка­ зиональнойФЕформируетсямикро- имакроконтекстаии. Следует отметить, чтомикроконтекстуказываетнаконкретноелицо.ко- 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=