ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

ФЕ, котораявменьшейстепени, чемдругие, зависитот контек- ста, являетсяфраза Ах. какаяпрелесть!.. /3/, ЗначениеокказиональнойФЕформируетсявконтекстеас помощьюконтекста. Приэтоминформативныйконтекстоказывает­ сянасыщеннымкомпонентами, которыеусиливаютсемантику лекси­ ческогоядраокказиональнойФЕ- Ш прелесть ивсейфразыв целом, •раскрываятоиндивидуальноеречевоезначение, которое вкладываютвофразугерои/помимообщеязккового/. Кпарадигматическимусловиям, усиливающимсемантикуФЕв целом/за счетядра^ следуетотнести, во-первых, контрастные слова, которыеприсутствуютвмакроконтексте/сложное синтак­ сическоецелое/ употребленияФЕ, Сравните: "ТаквотонаKAK&i, ая-тоДУРАК, - думалон /Николай.-Т.Р./"; "... Онасказ§ла: БУДУЛЮБИТЬегоВСВГДЙ, аонПУСКАЙБУДЕТСВОБОДЕН". Важноотметить, чтоименноспор, различныеточкизрения являютсяоднимизосновныхконтекстныхусловийупотребления окказиональнойФЕивмикроконтексте /однопредложение/. Сравните: " сбня! С§ня 1 - послышалсяопятьпервый гАлос. - НукакможноспатьI Датыпосмотри, чтозапрёлесть! Ах, ка­ каяпэЭлесть!. " Чтозапрелестьэтадевочка! - подумал ой. - Иочёмядумалдосихп 8 р!"} " Чтозапрелестьэта мояНат§ша1 Такогодругогодругауменян^танебудет. Зачем ейвыходитьз&муж? ВсебыснейЁздили!". БольшуюрольвсозданииокруженияиндивидуальнойФЕиг­ раютмакроконтексты, включающиеэкспрессивныесловоформыи ФЕ. Сравните: "А можетбыть, этом 8 ямузыка. Ну, опИть. Валяй, мояму§ына! Н$!" Вэтомслучаеконтрастнымвсемуконтексту являетсятонгрубовато—разговорныйистилистическаяпринад­ лежностькразговорномустилюэллиптическойформыФЕвалять дурака. ПолнаяформаузуальнойФЕприупотреблениивмикро­ контекстеокказиональнойФЕтакжеявляетсявусловияхпроти­ вопоставления- посинтаксическойструктурепредложениявце­ ломипостилистическойпринадлежности /разговорныйстиль/ контекстнойФЕ. Сравните: "И потомСонятак&япрелесть, что КАКОЙS.E ДУРХкСТАНЕТ )Ть1зЬШАТЬСпОТСВОЕГОСЧАСТЬЯ?" УсилениюсемантикиокказиональнойФЕА%, какаяпрелесть! слуултмакроконтексты, рключаюииевсвойсоставоднокоренные 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=