ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

говоробискусстве. Когдажеябудуисполнятьто, чтоиного &М 2к - веподобаить/выделенокурсивом/ /ср. многобамтьне подобает*, уВ.Даля/# стоитполюбить, ито, чтополюбил, стаио~ витсяврекрасным. Кактолькосделать, чтобыпобить, чтобвсё любить? Непохорошумил, апомилухорой. Каксделать?" /22 сентября1865 г./? Такимобразок, длядневниковыхзаписейЛ.Н.Толетого 1895- 1 Ы 0 гг. характерно*широкоеиспользованиеразговорнойипросто­ речнойфразеологии, находящейсянаперифериияексико-фразеоль- гическойсистемысовременногорусскоголитературногоязыкав дажезаеепределами. Ьтообусловленорядомпричин: I. Широким распространениемтакихфразеологическихединицвсовременном русскомязыке. 2, Значительнымивыразительнымивозможностями этихфразеологизмов. 3, Большойчастотностьюиспользованияраз­ говорныхфразеологическихединицвязыкепрозы. 4. Задачейне стеснятьсебяввыбореяэыковыхизобразительныхсредств, апи­ сать"какпопало". 5» Постояннымобщениемавтораспростыми людьмииактуализациейвегоречевомсознанииразговорныхи просторечныхфразеологическихединиц. 6 . Желаниемподчеркнуть образмыслейпростыхлюдейксредстваеговыражения. 7. Стрем­ лениемприблизитьсякнароду, желаниемжитьипоступатьсог­ ласнонароднойжизненнойфилософии, содержащейсявэтихвыра­ жениях. Л.Н.Толстойчувствовалживотрепетание, особуювыразитель­ ностьразговорнойипросторечнойфразеологиирусского .:,арода Великийписательощущалсозвучностье своиммыслям, внеред­ коимсянлсприменениемэтихнародныхформулмышления. П 0 “ этомуиспользованиетакихвыраженийвдневниковыхзаписяхпред* ставляетсяестественным1*!! оправданным. Широкоеобращениекаа- роднойфразеологваподчеркиваетнародностьвеликогописателя* Примечания I. БабкинА.М. Русскаяфразеология, ееразвитиеиист ники. Л.S Наука, 1Ь7С. С. г . ШанскийН.М. фразеологиясовременногорусскогоязы Учебноепособие. U.: Высшаяшкола, 1Ь69. С. I64-I&5. g 8 примечанииредакцииуказано, чтознакипрепинанияпо- стааиевнавторов®. S3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=