ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

вой фразеология обусловленоформойведениядневника, который представляет непринужденнуюбеседуавторассамимсобой, т.е. частопередаетвнутреннююречьавтора, например: "Здоровьехо­ рошо. Номрачность. Надодерхатьсебяв.уках" / 2 июля, 1808г./; "Она ушла ксебе, иII-й час, онаневыходит, имнетяжело. От Черткова письмосупрекамииобличениями. Ониразрываютменя ^ части" /24 сентября1910 г./; "Читалодействияхангличан. Всеэтоужасно. Но- пилиловголоьу- можетбыть, этонеиз­ бежнонужнодлятого, чтобыкэтимнародампрониклопросвеще­ ние" /14 ноября1897 г./} "Осуждатьлюдейэаглазаподло- в улаэанеприятно, опасно, вызоветзлобу" /15 февраля1808 г./. Разговорнаяфразеологияявляетсянеобходимымсредствоми тогда, когдавеликийписатель, какбыимеяпередсобойвообра­ жаемогособеседника, стремитсяповедатьонекоторыхсобытиях своейжизнисовременникамилипотомкам. ЗдЪсьразговорнаяфра­ зеологияявляетсясредствомдоступностиповествования, созда­ ваяегонепринужденность, например: "Вчерабылтяжелыйдень. Соиябыланевдухе" /17 июняI8S5 г./; "Сейчас, гуляя, два разаловилсебянанедовольстветотем, чтоотказалсяотсво­ ейволи, тотем, чтобудутпродаватьнасотнитысячновоеиз­ дание" /29 сентября1910 г./; "ЧитавгазетуоприемеГорького вАмерикеиловлюсебянадосаде" /25 апреля1806 г./; "Впо­ следнеевремяоченьблизкочувствуюсмерть. Кажется, что хазньматерьяльнаядержитсянаволоске" /7 сентября1895 г./. ВпозднихдневникахЛ.Н.Толстогочастоодновременнопри­ сутствуютобаэтихаспекта: внутренняяречьавторакакбыне­ видимообращенакбудущемучитателю: "Для прежней должности кажется, чтояужевесьвыделибольшенегожусь" /I марта 1897 j./j "С утрадокофевзялсяэа"0 науке" ■поправил, но Весьвышел. Усталостьмозга" /12 имя 1909 г./; "Борьба, стра­ дания, инаконецкакбудтогаваньяотдых. Нонетут-тобыло. Самоетяжелоеначинаетсяипродолжается..." /24 ноября1897г^ "Всевремяадурном, недобромрасположениидуха. Воспоминание отом, чтовомнебог, ужнепомогает" /22 сентября1900 г./. Великийписательимыслитель, Л.Н.Толстойзатрагивает■ по-своемурешаетмногиеобщественно-политическиеяморально- этическиепроблемы. Использованиеприэтомразговорнойфра­ зеологии, во-первых, помогаетрешениюавторомпроблемы, во- вторых, способствуетдоступностиизложения, например: "Всть, 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=