ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

о хаз, краса, баса/ этихтрех- чудо! Покосыубратьвсеи исподу/пополам/, аработниками". "Передачапрямойречигероя-совремешшкавовсейеехарак­ терности, помое^уубеждению, - писалВ.Белов, - отнюдьis про- тиьипокааанаязыкухудожественныхпроизведений. БольшеTiro, безэтойхарактерности, наверное, невозможносоздатьполюкров- ныйобразсовременника, будьтосверхсовременныйстудент-кибер­ нетикилитрадиционныйстарик-крестьянин.. Ведьвседел* всо­ размерности, вправильномотношенииигармоничнойвэаимогвяза языкачистолитературногостемижаргонными, областкичесшми я прочимиоборотаииивыражениями, которые неизвестнытолшо определеннойгруппелюдей"4 . Психологическимотивированноедиалектноесловосташватся истилеобразующимфактором, определяющимэмоциональноеаэкс­ прессивноезвучание. Средапсихологическимотивированныхречевыхэлеменпвосо­ боеместовроманезанимаютдиалектныеслова-сигналы, пошга- ьщиесоздатьпсихологическидостоверныйобраа-настроенаеили используемыевкачествесредстввыразительностидляазоб^ахекая динамическиизменяющихся, колеблющихсясостояний, например 1 ",,. тоонсрывалкочеток, съедалегоилиугоцалЛевина, тоотбрасы­ валносхомкосыветку, тооглядывалгневдывкоперепелиное.. толовилкозьлю". Диалектныесловаучаствуютвироническомосмысленаатекс­ та: "Ну, барин, налеточурменянеругатьзаэтум*у> ■* ска­ залВасилий... Авииь, подряаье-то) Заэтонашегобрь ю гор­ бу, бывало". Диалектныесловенетолькоявляютсяважнейшийхарашеро- логическим элементомповествования, ноаорганизующимцентром образности, определяющимэкспрессивнуюнаправленность, шпра- мер: "iiawero, ладно, настоыкается. - продолжалстарик. Oia не­ далекоотнегонавиваликопну". Примечания 1. КуриловичК. Поэтическийязыкслингвистическойточка зрения// Очеркиполингвистике. U., IS62. С. 4 24. 2. ОссовецкийИ.А. Диалектнаялексикавпроизведении: художественнойлитературы50-60-х годов// Вопросыязыкесов­ ременнойрусскойлитературы. U .f Ii7I. С. ЗОБ, ZH

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=