ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
Вэтихдвухглавах'околодесяткадиалектизмов. Но, расстав ленныеумелойрукой, каждыйнасвоейместе, ониусиливаютвпе чатление, окрашиваяповествованиемажорнымиаккордами. Имы вместесЛевинымощущаемперемену, вместескии, вздыхая,пов торяем» "Ничего. Всехорошо". Диалектикесловавпроизведениипредставляютчитатели: 1. Предметы/реалии/, явлениякрестьянскогобыта: "Левин, пройдяреху/борозду/, зайотел"; "обапроголодавшихсяприятеля, подсевкзакуске, наелисьхлебасмаслом, полотка/распластан наяптица, соленая, вяленая, копченая, засушеннаявпечи/ исо леныхгрибов"» "НоСтепанАркадьевич, хотяипривыкшийкдругим обедам, всенаходилпревосходным: итсавник/настойка/, ихлеб, имасло, иособеннополоток...": "Левинвнимательноприсматри валсякВанькеПарменовуиегожене. Онинедалекоотнегоца- ■ии&ли/складывали/ копну". 2. Своеобразнуюдиалектнуютерминологию, например: житный явор /зерновойсклад/, греча/гречка, гречиха/, четверть. ££- минник/меридлины/, тронуться/начатьпортиться/, оодрядье /краяпокоса* гдетраваостаетсяповше, вначалеивконце взмаха/. Кромелексических, вроманепредставленыидиалектизмы гвучацие/фонетические/, которыепридаютфразеэкспрессию,спе цифическоезвучание: "Оченноскупы, КонстантинДмитриевич, - сказалон/Рябинин. - В.М./ сулыбкой, обращаяськСтепануАр кадьевичу..-Помилуйте, понынешнемувремювороватьположитель ноневозможно. - Постараюсьнеотстать, - сказалси/Левин.-В.И./, стано вясьзаТитомивыжидаявремениначинать. Цотии. - повторилстарик. “Пяткой/задняячастьлезвиякосы/ большецалягай. Несмотрянато, чтоЛевину, каквысокообразованномуче ловеку, занимающемудовольновысокоеобщественно* положение, посравнениюсмужиком, казалосьбы, должнопретитьвсвоей речиупотреблятьдиалектныеслова, однакоонвособыхслучаях умеетоперироватьими, например: "Черездвагодабудутуменя встадедвеголландки, самаПаваещеможетбытьжива, двена дцатьмолодыхБеркутовыхдочерей, даподсыпатьнак»ЗовыЦ /изготовленныйнаказ, напоказ; хаэовый- оттатарск. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=