ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

К70-м гг. ilX в., кмоментунаписанияромана"АннаКаре­ нина, у Я . Н.Юлстого, какизвестно» окончательносозрелоубеж­ дениевтом, что"егорусскийязыкдалеконехорошиаеполоя", врезультатечегоемуприходилосьтщательноизучатьрусский язык, русскуюлитературу. Всвязисэтимдиалектныйсловам, необходимыйдляописания крестьянскойжизни, сельскогоуклада, отведенадовольносложная роль« • романе"АннаКаренина”кроменазывательной /номинатив­ ной/ функциидиалектныеслованесутиидейнуюнагрузку, пере­ даваясвоеобразиеречи, характера, мышлениярусскогочеловека. Можноотметить, чтодиалектизмыиспользуютсяписателем там, гдесложныеколлизии, гденаиболеекритическиеситуации, • которыепопадаютлюбимыеавторомгерои: Стива, Анна, Левин, Кати. Примеры. "Левиннаделбольшиесапогиявпервыйразне вубу, асуконнуюподдёвку/полукафтаньеилибезрукавыйкафтан­ чик, поддеваемыйводверхнийкафтан/") "И робкоостановились нарядныебабы, ходившиеэасвыткой/купырьболотный/ имолоч­ ником/сортгрибов/"; "Ведь ко иеобиднойлес, - сказалСте­ панАркадьевич, желаясловомобиднойсовсемубедитьЛевинав несправедливостиегосомнений, - дровянойбольме"; "... нбо­ ронывсв-такичинили, когданадобыло скородить /бороновать/"; "Невтовсени/помещениемеждужилойчастьюикрыльцом/ вышел, атовсету» ходая". A sot сложнаяситуация, вкоторойоказалсяСтепанАркадь­ евич■сомомначалеромана. - Нучто? - сказалонуныло. - Высходите, сударь, повинитесь/признайтесь/ еще. Авось богдаст. ■Оченьмучаются, ясмотретьжалости/жалко/, ивсевдоме вавыатапаты/ т.е. кверхуногами, нипойминиразбери/ попло... - Даведьнепримет... - Авысвоесделайте... . - Ну, хорошо, ступай... Важноответить, что, еслибмысльопрощениии, таким образомпримирении, былаоблеченавтежеслова, какимиопе­ рировалСтива, можетбыть, оианерешилсябпойтииаприми­ рение, таккаяобстановканакалена, виновниквсемуон, ив втуминутускажиемучеловекегокругаотом, чтоонвиноват, 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=