ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
В.Г. Маслов Шуйскийпединститут РОЛЬДОЛЕККШОВ 3 POiiAHE Л.Н.ТОлСТОГО"АННАKAPSHUHA" Приизученииязыкахудожественнойречиосновноевнимание занижает, какправило, лексикологическийаспект. Е.Курилович справедливозаиечал, что"центрытяжестиприописанииразговор ногоипоэтическогоязыковразличны. Центральнаячасть описания разговорногоязыка- грамматика- отступаетприописаниипоэти ческогоязыканавторойпланпосравнениюсрасширеннойлекси ческойчастью"*. Какизвестно, отношениямеждулексикойлитературногоязы каилексикойдиалектнойвсоставехудожественногопроизведения оченьсложны. Дифференциальныепризнакидиалектныхслов/диа лектизмов/ вхудожественномпроизведениифункциональнопред ставляютсобойявленияодногохарактера, "и вэтомсмысле, - какподчеркивалИ.А.Оссовецкий, - ониравнозначны, потомучто стилистическиоднозначнопротивопоставляютдиалектнуюлексику лексикелитературногоязыка"^. Народныеговорыпредставляютсобойстилистическийисточ никязыкахудожественнойлитературы. Диалектныесловавтексте художественногопроизведениянесут, какправило, смысловуюв эстетическуюнагрузку. Мастерствописателявупотреблениидиа лектизмовсостоитвтом, чтоондолженхудожественноубедитель номотивироватьчередование, т.е. то, почемуонвместолитера турногословаупотребилдиалектизм. ВраннихпроизведенияхЛ.Толстого /"Метель", "Утропоме щика", "Поликушка", "ТихониМаланья", "Идиллия" идр./ диа лектныесловаупотребленывосновномдляназывания.крестьян скойдомакнейутвари,скудногоскарбакрестьянскойжизни, на пример: обооть- конскаяуздабезудил: "... принесобротьи сталгонятьзалошадью"; кичка- женскийголовнойубор: "На нейбыла... рубаха... ивышитаякраснойбумагойиблестками четвероугольнаящегольскаякичка"; занавеска- передник:"... такая же занавеска, новгяпонёва, коты"... "На нембылапразд ничнаярубахасярко-кр&снымиластовиками/цветныевшитыепо лосы/, полосатыенабойчатыепортки... сдругойстороныподхо* дилидвекрестьянскиеженщинысполнымуаатои? 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=