ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

имеютзначениерезкого, энергичногодействия: жамкнуть/от жамкать"кусать, грызть"/, щваскнуть /броситьсильно, созло­ бой, досадой/. Например: "Бранится, кийшва 1 ,.. . иушел" /За­ пискимаркера/. Повышеннаяэкспрессивностьотмечаетсявпрефиксальных /ва-t из_/ * суффиксально-префиксальных/вз-ся, за-ся, на-ся, об-ся, при-ся, раз-ся/образованиях: заграбить/отнять, присво- вть/, застоять/заступиться, отстоять/, загваздать /испачкать/, измадеть/зачахнуть/, взб.уровиться. взб.улгачиться/растрево­ житься, переполошиться, быстрособраться/, вз&хатьсп /начать усиленноахать/, взметьться/начатьусиленнометаться/, запут- ляться/запутаться, оказатьсявзатруднительномположении/, рабузоваться/многовыпитьспиртного/, настгыкаться/научиться, приобрестинавык/, обсидеться/успокоиться, прийтивсебя/, вримститься/померещиться/, расскочиться/раскалываться- ого­ лове: уманеприложить/. Приведемнесколькотекстов: "Куна: По­ гляделаявчерась, токе, матушкамоя, ввчемдушадержится, мзмаделкак" /Властьтьмы/} "Убралась, братецтымой, курядни­ ку. Тотсейчасвзбулгачилсякнам... Сейчаспонятых" /Воскресе­ ние/} "Видно, запутлялсяты, братЕлисейКузьмич. Разъякорился втолковненайдешь!" /Двастарика/. Также, какиИ.А.Оссовецкий, мысчитаем, чтоЗначительно большийэкспрессивныйпотенциалимеюттакиедиалектизмы, кото­ рыеобразованыпообщерусскимсловообразовательныммоделям, но сиспользованиемдругих, чемвлитературномязыке, деривацион­ ныхморфем"5? Вотнекоторыепримеры: нянюка/ср. няня/, кцасава /ср. красавица/, дстость/ср. *уть/, мокреть/ср. мокрота/, кисть, болесть/ср. жизнь, болезнь/, различна/ср. различие/, .укорот/укрощение/, оплошка/ср. оплошность/} покорливкй. д£- коцлйв/ср. покорный/, ветлеватый/ср. ветвистый/, забиженнкй /ср. обиженный/, спитательныйдом/ср. воспитательныйдом/} жалиться/ср. жаловаться/, заблудить/ср. заблудиться/, насме­ яться /ср. осмелиться/} скучиться /соскучиться/, стоптать/ср. встоптать/, шитить/ср. защищать/, украдисто/ср. украдчиво/, HSPQPHO ./ср. напористо/, напоследях/ср. напоследок/ кдр. "Анисья: Ненагулялся, видишь, ещескрасавой-то ссвоей" /Властьтьмы/} "Аким: Бабочка, значит, истовая, ивсе, тае, старательнаяи, тае, аокорлива" /Властьтьмы/} "Марика: Яна 17

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=