ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
ческого, естественноготечениякизни" Толстойсгодамивсена стойчивеесвязываетсмыслиюнародной: "Люблюопределенное,яр кое, икрасивое, иумеренное* ивсеэтонахожувнароднейпоэ зиииязыке, ижизни, иобратное- внашем..." /ПисьмокН. Страхову, 22 марта1872г. 61, 278/. Духовнуюпереориентациюнакизнетворящиеценностинародно госознания, каксамогонравственногоначала, мынаблюдаемиу. героевЛ.н.толстого, например, уЛевинав"АннеКарениной". ОдинизлюбимыхгероевТолстого, отождествляясебяснародом, темсамымвступаетвоткрытуюполемикусобщественныммнением. Толстойпишетонем: "Он вместеснародомнезнал, немогзнать гого, вчемсостоитобщееблаго, нотвердознал, чтодостижение эюго общегоблагавозможнотолькопристрогомисполнениитого законадобра, которыйоткрыткаждомучеловеку" /19, 392/. Имен новследствиеэтойориентацийнанравственноеначалонародного сознания, народнойречи Л.Н.Толстойнастойчивовыступаетпро тиввлияниянормированноголитературногоязыкананародный язык, считая, чтообразованныелюдиговорят"частоплохимязы ком, анародхорошим”/17, 99/. Решаявопросотом, какимдолженбитьязыкхудожественных произведений, писательпришелквыводу, чторазвитиетакого языкадолжносостоятьвсближенииснароднойречью, потомучто вней"есть звукидлявыражениявсего, чтотолькоможетсказать поэт.., ипотону, чтотолькозахотисказатьлишнее, напыщенное, болезненное, - языкнепозволит, анашлитературныйязык.без костей, такнабалован, чтохочешьмели, всепохоженалитера туру”/SI, 278/. Такоеотношениеклитературномуязыкуповли- ' ялоинаязыксамогоТолстого, повлеклозасобойизменение стиляегопозднихпроизведений. Вцеломь:еможноподчеркнуть, что б свойхлингвистических взглядахЛ.Н.Толстой выделяет, избираетименнотестороныязы ковойдеятельности, которыесозвучныегоморально-философским идеям, решительноутверждаямысльоважнейшем, значительней шейвлияниинравственныхмотивовнавсесферыдуховнейжяэия человекаи преждевсего*язык, обосновываяположение, что нравственностьлюдейвиднавихотношениикслову. 16У
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=