ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
казренияестьлишьидеологическоеотражениестарого/переворо тившегося/ строя, строякрепостного, строяжизнивосточныхна родов"3 . Пониманиесущностирелигииихристианствакакнравственно гоученияотом, чтопридаетсмыслземномусуществованиючело- бека/слияниеличнойжизнисобщей/, ахристианскогозаветао непротивлениизлунасилиемкаквысшегопроявлениянравственно го ложитсявосновусвоеобразнойсоциальнойдекларацииТолсто го. Этаконцепциянаходитотражениеивотношенииписателяк языку. ВПисьмекЛ.Д.Урусовуот19 июня1865-г. мычитаем:"Да, началовсегослово: Словб- святынядуши, анесвистптицы. И словоэтоестьоднобожество, котороемызнаем, ионоодноде лаетипретворяетмир..." /63, 265/; "Человек- носительБога. Сознаниесвоейбожественностионможетвыражатьсловом..." /44, Б5/; "Слово- выражениемысли, истины, проявлениядуха" /письмоС.В.Гаврилову, 1906 г., 76, 20/; "Мысль - проявление божескойсилы, ипотомусловодолжносоответствоватьтому, что оновыражает. Ономожетбытьбезразлично, нонеможетбытьи недолжнобыть,выражениемзла" /44, 56/. ОсобенноважнодляТолстогопоследнееположениеданного высказывания. Человек, помнениюЛ.Н.Толстого, долженбытьдоб рым, дажееслиемусделализло, потомучто"... нельзяизба витьсяотнасилиянасилием. Нельзязлоисправлятьзлом, огнен тушитьогонь" /5Б, 075/. Еслибудешьотвечатьдобромназло, унячтокииьвзломчеловекевсетоудовольствие, какоеонвидит возле: ..Пустьговорящий- безумец, слушатель, будьмудр. Кроткийответудаляетзлобу, обидныесловавозбуждаютгнев" V.. Конечно, вовзглядахТолстогонаязыкнашлиотражениене только*р*еМ№йские, нокобщечеловеческиенормыморали: "не пяятизломзазло", "всякоежесткоесловогрех", "не суди", "о#учи себяотосуждениянесловах я тыпочувствуешьвсвоей душеувеличениесяойобностилюбви, почувствуешьувеличение кивни я блага" /44, 178/. - . Толстойвыдвигаеттребованиекписателю, выбирающему творческийметод: "Евангельскоеслово: несудиглубоко, вер- v но, вИскусстве: рассказывай, изображай, нонесуди" /47,203/. Какэтоположениереализуетсяусамогописателя- темаотдель- 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=