ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

словагораздоболеетяжелыизначительны, чемпреступленияте­ ла" /44, 176/, "вредглупостисловахотяинесразувиден, а делаетпонемногуинезаметноещебольшезла..." /43, 292/; "Мы десятьраздумаемопоступке, овыдачеизвестнойсуммыденег, обуничтоженииилипостройкедома, носказатьсловокажетсятак неважно, чтомыговоримбольшейчастьюнедумая. Амеждутем словоможетбытьблагодетельнымизловреднымпоступкомидля говорящего, йдлядругихлюдей... Ипотомукаждоесуждениенаше можетбытьделом, содействующимблагулюдей, иможетбытьделом зла" /44, 116/. Обращаяськсебе, кчитателям, ковсемвместеикказдому вотдельности, Толстойформулируетправиларечевогоповедения накаждыйдень: "Помни, чтословоестьдело, отличающеесяот другихтем, чтонамменеевидното, чтоотнегопроисходит, И потомубудьостороженвпринятийсловипройзнесенийих" /43, 230/. ПриводястрокиизпосланийИакова, гл.З, ст»2~6: "...кто несогрешаетвслове, тотчеловексовершенный, могущийобуздать ивсетело" /43, 166/, Толстойпишет: "Нравственностьчеловека виднавегоотношениикслову" /44, 243/. ВписьмекА.В.Ъиркевичуот30 июня1690 г. выделено^'Че­ ловекмыслитсловом, какутверждаетМакс.Мюллер, безсловнет мысли, иясовершенносогласенсэтим. Мысльжеестьтасила, котораядвижетжизньюимоей, ивсегочеловечества. Ипотому несерьезнообращатьсясмыслиюестьгрехбольшой, иубийство слованеменьшегрех, чемубийствочеловека" /65, 120/. ВзаписныхкнижкахТолстой, говоряонравственномсозна­ нии, нередкоподчеркивает-егомистическуюибожественнуюсто­ рону. 15 декабря1877 г. онзаписывает: "Законмдобра, выра­ жающиесознаниемасслюдей. - всех- инеподлежащиеразумуи потомуспору, сутьпроявлениябожества. Почемуэтическиеза­ коны- проявлениебожества? Потому, чтознать, чтохорошои дурно, чтонадолюбить, однозначащезнаниютого, зачемяесть, кудаяиду, кчемустремлюсь" /48, 347-348/, ОпределяяисточникподобныхмыслейТолстого, В.И.Ленин в статье "Л.Н.Толстой иeio эпоха" писал: "Онрассуждаетотвле­ ченно, ондопускаеттолькоточкузрения"вечных" началнравст­ венности, вечныхистинрелигии, несознаваятого* чтоэтаточ­ 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=