ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

ираспространениеегоестьнесомненнохристианскоедело, спо­ собствующееустановлениюцарствабожия, тогодела, котороесо­ ставляетглавноеиединственноеназначениежизничеловека" /67, 36/. Вдневникемынаходимзаписьот"30 апреля1907 г.; "Избе­ гайвсего, чторазъединяетлюдей, иделайвсето, чтосоединя­ етих. Главноеделожизниотдельногочеловекаивсехлюдей- этото, чтобысоединитьсясдругимилюдьми" /56, 30/. Отчегожетакнастойчивозвучитэтотпризывкединению? И Л.Н.Толстой самотвечает-наэтотвопрос: "Даетсилуисвободу человекутолькоединение'совсеммиром" /43, 24*/. Именнобла­ годарясвоейроли- бытьорудиемединениялюдей- слово, язык объявляютсяделомвеликим/Письмокнеизвестнойучительницеот 1 мартаISI0 г.,. 81, 120/. Одвакословоможетслужитьнетольколюбви, правде, добру, 0 Н 0 "м 0 жетбыть.и орудиемала, когдаононесоединяет, аразъе­ диняетЛюдей. Можетбытьиоскорблением, того, ктоихпроизно­ сит: когдаоноупотребляетсядлясквернословияиликоверкания языка" /81, 120/. Толстойпонимает, каквелика, говорясовре­ меннойтерминологией, прагматическая, тоестьвоздействующая ейяаязыка. Ипотомупредостерегает: "Словомможнослужить враждеиненависти" /43, 44/, "...слово можетнетолькоубить, йойсделатьзлохужесмерти”, Изсловслагаетсяобщественноемнение, Котороесильнее Воливласти, правителейиуправляетделамилюдей, ВбмногихзаписныхкнижкахидневникахЛ.Н.Толстогоесть записиивыпискиизбиблии, талмуда, корана, изсочиненийфи­ лософовиписателей, пословицы, поговорки, содержаниекоторых созвучноосновныммыслямТолстогоовзаимосвязиязыкаинрав­ ственногосознаний, преждевсегоовлиянииязыканаповедение, Мыслийчувствачеловека. Всборнике"На каждыйдень" Толстой приводитсловаАмиеля: "Можнобытьодинокимвсвоейчастнойи временнойсреде, нокаждаяизнашихМыслейнаходилаибудет находитьевойотголосок е человечестве. Слово, сказанноекому- шбудЬ, сохраняетнеразрушимоедействиеи, каквсякоедвиже­ ние, превращаетсяввнкеформы, нонеуничтожается" /43,168/. НеоднократноповторяетТолстой, чтопоследствиявоздейст» вияслованевсегдасиюминутны: "...последствия преступления 165 •

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=